Previous Entry Share Next Entry
Moй Первый Седер
traveller2
Мои родители не сохранили никаких еврейских традиций. Отец родился в 1922 году в западной Белоруссии, а к тому времени как он подрос, еврейская культура была уничтожена. С первого курса строительного института, в июне 41-ого, его призвали в армию, в саперные войска. Прошел от Москвы до Берлина, от рядового до старшего лейтенанта, и ни разу не ошибся (как известно, саперы ошибаются только раз). После войны возвращаться в Белоруссию не было смысла. Все родственники, не успевшие оттуда эвакуироваться, погибли. Соседи говорили, что их сожгли заживо в синагоге, но никаких документальных свидетельств не осталось. После окончания МИСИ его отправили в Ригу, восстанавливать мосты, разрушенные во время войны (там я и родился), потом в Херсон, где, как говорят, потрясающие арбузы …. В общем, в Москву мы перебрались позднее. Так что москвич я некоренной. Совсем некоренной, понаехавший.

В 1989-90 году я читал лекции в университете Берна, в Швейцарии. В один прекрасный день ко мне подошел мой канадский коллега, Алан Хелд. Он сказал мне: "У меня есть друг, врач. Вообще-то он - американский еврей, но уже много лет живет и практикует в Туне, соседнем городе километрах в 70 от Берна. Так вот, он прослышал, что в Берне появилась еврейская семья, без родственников и друзей, и хочет пригласить вас к себе в гости на Седер."

С друзьями у нас действительно было туго, но про Седер я тогда имел самые смутные представления. Гугла тогда еще не было, так что пришлось мне погрузиться в книги, открывшие новый для меня пласт древней культуры.

Седер – это самая главная и радостная трапеза в году, на которую собирается вся семья, друзья и пришлые странники, предваряющая праздник Песах (по-русски, пасха). Хотя в нем и есть религиозные коннотации, по существу, это праздник общечеловеческий. Каждый год, вот уже две тысячи лет, собравшиеся на седер, пересказывают историю освобождения израильтян из рабства в древнем Египте, изложенную в книге Исход в Библии. Но праздник шире исторического эпизода, имевшего место три с половиной тысячи лет назад. Мудрые создатели Агады, "путеводителя" по Седеру, предварили ее такими словами: "В каждом поколении каждый человек должен чувствовать себя так, как будто именно он (она) вышел из Египта". У каждого из ныне живущих людей есть свое рабство. У некоторых, в буквальном смысле (в тоталитарных странах). У кого-то это может быть ненавистная работа или издевающийся муж, кого-то гнетет унижающая человеческое достоинство нищета. Мало ли причин?

Когда я впервые услышал "В каждом поколении каждый человек должен чувствовать себя так, как будто именно он вышел из Египта", все унижения, через которые мне пришлось пройти за 20 лет, были еще свежи в памяти, все раны кровоточили. И вот до сих пор помню: в глазах у меня защипало.

Обсуждая историю Моисея, мы думаем о себе и своих близких сегодня, сейчас. Моисей понимал, что израильтяне, физически покинувшие Египет, остались там своей искалеченной рабством душой. Понимал, что вывести рабов из Египта, легче, чем вывести Египет из рабов. Через три дня после исхода, израильтяне стали тосковать о том, как хорошо им было в Египте, у своих очагов, где их всегда ждал горшок с похлебкой. Зачем нам свобода без похлебки? … "Сегодня мы все еще рабы," - сказал Моисей, "Взгляните внутрь себя, на шрамы рабства, с надеждой на то, что в следующем году мы будем свободны." Конечно, это был чистой воды популизм. Сам-то Моисей прекрасно знал, что ему придется 40 лет водить израильтян по пустыне с тем, чтобы умерли рожденные в рабстве. И только тогда можно привести в Землю Обетованную свободных людей.

Итак, Пасхальный Седер - ночь в которую все мы вновь выходим из Египта, из рабства к свободе. В нем обязательно должны участвовать дети, с тем, чтобы идея свободы и человеческого достоинства передавалась из поколения в поколения, из рук в руки, как олимпийский огонь. Тогда этот огонь не погаснет …

Теперь, каждый год я сам провожу седер. Я приглашаю своих друзей, полная мешанина и по возрасту, и этнически: кавказцы, славяне, евреи, европейцы, с маленькими детьми и большими, заводилы и скромницы. Какая разница?… У всех было свое рабство и свой путь к свободе, часто еще не пройденный до конца. Тема, которую мы будем обсуждать за столом: как воспитать детей, чтобы они чувствовали себя свободными, но понимали бы, что они ответственны за свои решения и действия.

Почему еврейская и христианская пасха называются (по-русски) одним и тем же словом, хотя отмечают два совершенно разных события, разделенные пятнадцатью столетиями?

Свой последний пасхальный седер Йешуа (Иисус - греческое искажение) праздновал вместе с учениками. Седер был совершен до полуночи, после чего они направились в Гефсиманский сад. Иисус понимал, что этот седер – последний для него на земле: "…когда настал час, он возлег, и двенадцать апостолов с ним, и сказал им: очень желал я есть с вами сию пасху прежде моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее…" На следующий день, в воскресенье, Йешуа вошел в Иерусалим. Точнее, въехал верхом на осле. На ослах тогда путешествовали иудейские учителя. Это был его последний день перед казнью.


Николя Пуссен много писал на библейские темы. Вот картины, изображающие дочь фараона нашедшую Моисея в водах Нила.





Седер. Украинский народный лубок. Середина 19-ого века.



В. Бриндач. Седер.



Православная икона из Кижей, изображающая Моисея.

Tags:

  • 1
Разбередили душу, Михаил.
Интересно, есть ли среди живущих действительно свободный люди?
Очень хорошо написали)

Лора, наверное лучше спросить так: есть ли люди, ощущающие себя полностью свободными? Хороший вопрос. Спасибо. Мы его сегодня вечером обсудим, а завтра я вам напишу ☺ Доброго вам вечера.

Лариса, как и обещал, отчет о вчерашнем обсуждении: из 11 человек двое заявили, что чувствуют себя сейчас абсолютно свободными, двое уклонились от ответа, остальные сказали, что рабство в мозгу осталось в той или иной мере и живет своей жизнью ... Вот такая статистика ...

А Вы уверены, что "свободные" не лукавят?)

Да нет, конечно не уверен. Но как ПроверитЬ?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account