Previous Entry Share Next Entry
Теория и Пэн
traveller2
chagall_angels[1]

У меня есть теория. Что все дети рождаются талантливыми, но потом, постепенно, по мере взросления у большинства детей отделы мозга, управляющие талантами, атрофируются из-за невостребованности. Исключение составляют немногие счастливчики, кому в жизни попадется Учитель, с большой буквы, или у кого есть Родители, с большой буквы. На голом месте дары божьи не прорастают. Теория эта возникла у меня очень давно. Когда-то мой старший коллега из Новосибирска поделился со мной наблюдением. В 1960-ые годы он участвовал в проведении физических олимпиад в Сибири. Первый тур был заочный. Они рассылали условия задач во все школы, а потом собирали ответы и проверяли их. Мой коллега заметил, что из некоторых даже больших городов типа Новокузнецка ответов было мало, и все неправильные, но изредка из некоторых захолустных городков или даже богом забытых поселков приходило сразу несколько правильных ответов, и всегда из одной и той же школы. Он этим феноменом заинтересовался и, опросив школьников после второго (очного) тура, выяснил, что во всех таких случаях в школе был Учитель, зажигавший детские сердца и умы.

Потом у меня было много аспирантов, богатый опыт, и моя первоначальная гипотеза переросла в теорию. У самых сильных аспирантов в детстве всегда были яркие учителя, которых они помнили много лет спустя. Кстати я вспоминаю свою математичку, Валентину Александровну, с глубокой благодарностью почти полвека спустя.

Но однажды у меня зародилось сомнение, показалось, что я нашел контр-пример. В Ницце, в музее Message Biblique, где собраны божественные (в прямом смысле этого слова) витражи Шагала и многие его работы последних лет, мне вдруг пришла в голову мысль: "Вот Марк Шагал, родился в Витебске, провинциальном белорусском городке, где больше половины населения тогда было еврейским и религиозным, вдалеке от тогдашних культурных столиц, Петербурга и Москвы, учился 4 года непонятно чему в ремесленном училище на все тройки, мать была лавочницей и платила за его обучение 8 рублей в год, а талант - и какой талант - пророс … волшебное дерево посередине пустыни. Значит, такое бывает?"

Витебские мотивы в конце жизни.



Эта загадка мучила меня многие годы. И вот вчера я случайно узнал (мог бы и раньше, shame on me!), что Шагал - это не исключение, а подтверждение моей теории. Что у него в Витебске был Учитель, ныне практически забытый художник Пэн (имен у него много, в разные времена он звался: Иегуда, Юдель, Юрий, и отчеств тоже много, Моисеевич, Мойшевич, Мовшевич, но все это - один и тот же человек).






Википедия сообщает, что родился Пэн в 1854 году в Литве, работал маляром в Латвии, как-то пробился в Петербург, в Академию художеств, с 1880 по 1886 год учился у Чистякова и Лаверецкого, потом в Риге познакомился с бароном Н. А. Корфом, который пригласил Пэна в свое витебское имение. В 1891 году поселился в Витебске и спустя год открыл там частную Школу рисования и живописи, существовавшую до 1919 года, когда она была преобразована Марком Шагалом в Витебское художественное училище, существовавшее до 1941 года. Учениками Пэна были Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон. (Кстати, про Цадкина на самом деле неясно. Хотя он тоже из Витебска, и писал Пэну письма из Парижа, нет прямых свидетельств, что он у Пэна учился.)

Некоторые работы Пэна:



Молодой Шагал (тогде его еще звали Мойше).







Жизненный путь Пэна не был усыпан розами, а после прихода к власти большевиков и вообще сошел на нет. В 1937 году он был убит при не очень ясных обстоятельствах. После него осталось около тысячи полотен. Хотя он всю жизнь бедствовал, работ своих никогда не продавал. Когда его спрашивали почему, он отвечал, что вдохновение не продается. Кроме живописных работ от него остался огромный архив: он вел переписку со всеми своими учениками. В начале войны, все это было отправлено из Витебска на хранение в самарский (или саратовский? не помню) музей. До музея дошло, но там большая часть архива и работ пропала. Возможно сейчас у кого-то в частном собрании. Так или иначе, после войны в Витебск вернулись крохи.

Когда Марк Шагал перерос своего учителя, они по-видимому поссорились. В письме Цадкину Пэн упоминает, в отрицательном контексте, "шагаловщину".

В заключение, еще пару работ Шагала из музея Message Biblique.

Песнь песней.



Рай.





PS: В ЖЖ о Пэне есть две заметки у kykolnik, от 18 марта 2011.
А о Цадкине есть интересная статья Лисова:
http://chagal-vitebsk.com/node/200
Есть у меня подозрение, что сейчас в Витебске никакой Школы не осталось, и Учителей тоже. 70 лет советской власти ...

PPS:

Tags: ,

  • 1

Your post has been published on LJTimes

LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes

...:)
но, к сожалению - теория все же неверная, каждому при рождении свой IQ и чаще всего - "средний"...?
но от Учителя, конечно - зависит раскрытие...
кстати в тех олимпиадах участвовал - по физике, и дошел до районной...:)
а пару наших ребят из школы забрали в Новосибирск...

А я думаю, верная. Посмотрите как у маленьких детей сияют глаза, и как они постепенно затухают. Моя жена, которая 20 лет преподавала в школе в самом "черном" и проблемном районе, тоже это заметила.

(Deleted comment)
Он стар и похож на своё одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу с вопроса:
— «А Вы не из Витебска?..» —
Пиджак старомодный на лацканах вытерся…
— «Нет, я не из Витебска…» —
Долгая пауза.
А после — слова́
монотонно и пасмурно:
— «Тружусь и хвораю…
В Венеции выставка…
Так Вы не из Витебска?..»
— «Нет, не из Витебска…»

Он в сторону смотрит.
Не слышит, не слышит.
Какой-то нездешней далёкостью дышит,
Пытаясь до детства дотронуться бережно…
И нету ни Канн,
ни Лазурного берега,
Ни нынешней славы…
Светло и растерянно
Он тянется к Витебску, словно растение…
Тот Витебск его —
пропылённый и жаркий —
Приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют особенно крупные яблоки,
И сонный извозчик по площади катит…

— «А Вы не из Витебска?..».
Он замолкает.
И вдруг произносит,
как самое-самое,
Названия улиц:
Смоленская,
Замковая.
Как Волгою, хвастает Видьбой-рекою
И машет
По-детски прозрачной рукою…
— «Так Вы не из Витебска…»
Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться…
Деревья стоят вдоль дороги навытяжку.
Темнеет…

И жалко, что я не из Витебска.
Р. Рождественский. Марк Шагал
Очень люблю эти стихи, они прекрасно положены на музыку, кажется, Берковским, я всегда плачу, когда слушаю.

Спасибо, Тамара! Это просто замечательно. Никогда не слышал Спасибо.

Кто зажигает таланты

User schegloff referenced to your post from Кто зажигает таланты saying: [...] самых сильных аспирантов в детстве всегда были яркие учителя, которых они помнили много лет спустя. [...]

1. Отделы мозга не могут атрофироваться, если только не было травм.
2. Мозг постоянно загружен на 100%
А так - да, подрезать крылья проще, чем учить летать.

1. "переспециализируются", если вам от этого будет легче.
2. верно, но только под героином;). мгновенную активность мозга показывают всякие фМРТ и МЭГ, и обычно она значительно ниже ваших 100;).

Учитель, конечно важен,но если способностей никаких нет, то ничто и никто их не разовьют, если только на среднем уровне. А глаза гаснут оттого, что с возрастом человек понимает жизнь в целом бессмысленна.

Возможно и следует согласиться, что жизнь бессмысленна, но взгляните на то с другой стороны: "А какова альтернартива?"

Поэтому мне кажется, что при всей бессмысленности жизни, хорошо бы прожить ее наиболее осмысленным образом из всех возможных.

А к потере детских способностей с возрастом это вряд ли имеет отношение.

Да, витражи там знатные. Но как же я завидую людям, способным оценить его живопись...


Кто зажигает таланты

User gineer referenced to your post from Кто зажигает таланты saying: [...] самых сильных аспирантов в детстве всегда были яркие учителя, которых они помнили много лет спустя. [...]

"...яркие учителя, которых они помнили много лет спустя..." -- важно, что яркие. но, кмк, не менее важно, что _помнят_ много лет спустя -- это такой жизненый стерженёк, на котором много что нарастает;). хорошая память на добро и на вести извне того мира, в котором вроде бы суждено жить;)

Так потому и помнят, что яркие. Серых учителей, коих большинство, быстро забывают.

О прекрасном

User roman_kr referenced to your post from О прекрасном saying: [...] Шагал, физика,жизнь... http://traveller2.livejournal.com/285780.html [...]

Там не было уточнения откуда взялись люди переселяемые в эти захолустные сибирские посёлки ?

(например, во время оккупации Прибалтики и Польши оттуда учителей и интеллигенцию вообще массово переселяли в Сибирь и так могло оказаться что в маленьком захолустном посёлке могли оказаться в количестве дети профессиональных учителей, вместе с учителями).
Все эти спецпереселенцы не пускались в большие города и это может объяснять что:
Мой коллега заметил, что из некоторых даже больших городов типа Новокузнецка ответов было мало, и все неправильные, но изредка из некоторых захолустных городков или даже богом забытых поселков приходило сразу несколько правильных ответов, и всегда из одной и той же школы.

re: учителей и интеллигенцию вообще

с этим эпизодом связан другой исторический парадокс. Сталин выселил несколько десятков тыся "буржуа" из Прибалтики за две недели до начала войны. Среди "буржуа" было 70% (цифра с потолка) евреев и выжило в Сибири 70%. Среди оставшихся в Прибалтике евреев выжило 2%...

Кто зажигает таланты

User fomasovetnik referenced to your post from Кто зажигает таланты saying: [...] самых сильных аспирантов в детстве всегда были яркие учителя, которых они помнили много лет спустя. [...]

ну не знаю...Вот так навскидку контрпримеры
Ломоносов? Эйнштейн? Зельдович? Ландау?

Добрый день, Игорь. Ломоносов был первый российский ученый образованный по-западноевропейски, В Марбурге. Особых достижений на мировом уровне в мировой науке он не сделал. Про Эйнштейна я слышал, что большое влияние на него оказал отец, так же как и на Фейнмана, кстати. Про Ландау и Зельдовича сходу сказать не могу, пороюсь в литературе. Что-то должно быть в их биографиях, что их зажгло ...

Примеров много-много.Это и моя теория.И практики очень много.Ученик-это не сосуд,который надо наполнить,а свеча,которую надо зажечь.Можно зажечь и средненьких.Это особое удовольствие.Учишь их,например,музыке,а они расцветают в другом.Главное,показать им счастье твочества...
У меня средн. музыкальные данные,но попала к учителю из ЦМШ(центр.муз.школа).Он был композитором.Уроки его были обучением творчеству.Я потом гаммы даже гоняла творчески,со всякими вариациями.А ещё он мне сказал,что на трудности надо набрасываться и они должны стать любимыми и лёгкими для меня.Я это правило ко всему в жизни применяю.
Моя специальность-не музыка,но творчеству научил,дал толчок тот Учитель музыки...
Я-Ольга.Сегодня вернулась в Москву,не было возможности отвечать Вам.Теперь напишу.

Re: Вы правы!..

Рад, что вы со мной согласны. Добрый день, Ольга.

Счастье-встретить Учителя...

Да,не каждому так повезёт!Учителя можно встретить и в Сибири,и в глухом селе.Это может быть мимолётная встреча.А может быть,Миша,то ваше выступление-возмущение против глупости на конференции станет очень важным для кого-то.Заставит задуматься,на что-то подвигнет.
Думаю,что ваши посты тоже учат отношению к людям,к жизни.Они дают надежду на то,что человеческие,жизненные ценности нельзя зачеркнуть и сказать,что страна не та,век другой,политика не та,чтоб оставаться людьми.
Мне много встретилось в жизни Учителей по самым разным направлениям.Это настоящее счастье-общение с ними.А часто греет и даёт силы просто знание,что есть такие Учителя.

Re: Счастье-встретить Учителя...

Спасибо, я тронут...

Марк Е.Перельман, Мирон Я.Амусья
http://berkovich-zametki.com/Nomer23/Perelman1.htm
http://berkovich-zametki.com/Nomer24/Perelman1.htm
Миша, я вдруг сообразил, что у Марка была почти научная статья как раз про это. Вот ссылки на одну из ее публикаций
У Марка была идея, что все происходит в 13 лет - я приведу цитату

"Г.В.Лейбниц: "Когда я начал слушать логику, то был сильно поражен разделением и порядком мыслей, о чем узнал из нее. Я тотчас же начал замечать, насколько это доступно
тринадцатилетнему мальчику, что тут кроется нечто значительное". Затем он описывает как
пытался составить реестр всехвещей в мире и установить их взаимосвязь. Именно эта идея стала
руководящей в построении его философской системы и в изобретении, одновременно с Ньютоном,
дифференциального и интегрального исчисления.
А.Эйнштейн: он вырос в нерелигиозной семье, но в детстве "пришел кглубокой религиоз ности,
которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась". И далее: "В возрасте 12 лет я пережил
еще одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по эвклидовой геометрии на
плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года" . И в дальнейшей работе
Эйнштейна явна доминирует геометрическая составляющая.
С.Р.Кахаль, лауреат Нобелевской премии по физиологии 1906 г.: "Я вспоминаю, что мне было
около 13 лет, когда я решил собрать тщательно классифицированную коллекцию яиц всех видо в
птиц". С этого началась его работа знаменитого в будущем ученого.
Я.Б.Зельдович, знаменитый теоретик -энциклопедист, физико-химик, физик-ядерщик, космолог:
"Хорошо помню первый, еще детский (12 лет) выбор области знаний". И дальше он описывает,
как физика казалась почти законченной, а потому выбиралась химия - в физику он пришел
несколько позже, через химию.
А.Б.Мигдал, известный физик-теоретик: "Мне было двенадцать лет, когда я раздобыл книгу
Доната "Физика в играх"". Далее он описывает как этоувлечение с охранилось навсегда. (Можно,
кстати, отметить, что элементы как бы "игры" всегда сохранялись в научной работе Мигдала.)
Н.Н.Андреев, известный специалист по физической акустике: в 14 лет долго мучился над первой
геометрической теоремой. И вдруг - внезапное ясное понимание - проблемы-то нет! "Я возлюбил
математику больше всех другихнаук."
А.П.Александров, физик, президент Академии наук СССР: в 13 лет "вступил в физико -
химический кружок - отсюда пошло мое увлечение физикой и химией".
Н.Н.Боголюбов, знаменитый математик: "Еще с двенадцати лет заинтересовался некоторыми
вопросами сперва элементарной, а затем и высшей математики" ).
Более красочно описывают это внезапное озарение музыканты и артисты. Вот цитаты - только из
автобиографий, написанных, явно, без огл ядки на будущих исследователей -психологов!
Г.Берлиоз: "Когда я сказал, что страсть к музыке проснулась во мневместе с чувством любви в
двенадцать лет, я имел в виду порыв к музыкальному творчеству".
Шарль Гуно в старости вспоминает: "В 1831 году (он родилс я в 1818) мне посчастливилось
попасть на "Отелло" Россини... Когда я вышел из театра, то понял, что во мне произошел перелом:
с прозой повседневной жизни было покончено... какое -то наваждение, какое-то колдовство, я уже
мечтал, что сам напишу"Отелло"!"
Н.А.Римский-Корсаков в 13 лет впервые попадает в оперу на "Лючию деЛамермур": "Я запомнил
кое-что, старался наиграть на фортепиано, слушал даже шарманки, игравшие из этой оперы,
пробовал писать какие-то ноты". Так определилось призвание.
Ингмару Бергману в 12 лет разрешили во время представления "Игрыснов" Стриндберга сидеть за
сценой : "Впечатление было ошеломляющим... Впервые в жизни я прикоснулся к магии
актерского перевоплощения!". В его фильмах и посейчас заметен Стриндберг.
Гюнтер Грасс (р. 1927) в Нобел евской лекции 1999 г. сказал: "Мне едва исполнилось двенадцать
лет, когда я понял, что хочу стать художником…. Конкретная возможность профессионального
становления подвернулась мне лишь на втором году войны… это было объявление о
литературном конкурсе. Победителей ждали призы. Я тут же засел за свой первый роман…"

Про художника Пэна

(Anonymous)
Про художника Пэна в 2011 году в России был сделан фильм "Юдель Пэн. Смертельная нагота". Его можно найти в сети, посмотреть/скачать. Что в фильме правда, а что додумали авторы - сказать трудно.
Уезжая из России (я почти 20 лет уже живу в Сиднее, в Австралии) я увез портреты двух моих прадедов, написанных Пэном. На вывоз получал специальное разрешение, доказывая, что это - семейные реликвии. Портреты висят у меня дома.

Re: Про художника Пэна

Спасибо, посмотрю обязательно. А не могли бы вы портреты отсканировать/сфотографировать и выложить? Спасибо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account