Previous Entry Share Next Entry
Учителя
traveller2
Как это ни странно, я помню почти всех своих учителей после 5 класса. В пятом классе я пошел в новую школу. В том году в Москве впервые были открыты так наз. спецшколы, в которых иностранные языки преподавались со второго класса и каждый день. Говорят, что указание пришло с самого верха, от Хрущева.



На мой взгляд современная российская историография недооценивает критической роли Хрущева. Какими бы мотивами он не руководствовался, он сделал великое дело - избавил страну от Гулага, самого страшного проявления сталинизма, и слегда приоткрыл ее для внешнего мира. После того, как он был смещен в в 1964 г. в брежневском государственном перевороте, однажды он дал интервью какому-то западному журналисту. Журналист спросил его: "Никита Сергеевич, по вашему мнению, какое самое большое ваше достижение за 8 лет, что вы были у руля СССР?" Хрущев ответил: "То, что я не расстрелян как враг народа в 1964 году, а жив и отвечаю на ваши вопросы …" Кто знает, сколько еще лет просуществовал бы Гулаг без Хрущева, сколько еще безвинных людей вморозили бы во льды Колымы…



Ближайшая от нас 9 английская спецшкола располагалась аж за Тимирязевской сельхохозяйственной академией, в пролетарском районе Коптево. Добираться туда нужно было минут 20 на трамвае или автобусе. В школе сразу набирали пять классов, с первого по пятый. Родители про это как-то прознали и отправили меня на вступительные экзамены.



В сталинские времена школы были раздельными: девочки ходили в одни школы а мальчики в другие. Сталин был большой блюститель нравственности. Кстати, аборты тоже были строжайше запрещены. Гулагу нужно было питаться человечной, и ее требовалось много. Будучи большим книгочеем на третий день после начала занятий я отправился в школьную библиотеку. На многих книжках расставленных на полках еще сохранился штамп 'Такая-то мужская средняя школа Тимирязевского района'. Вечером я спросил у родителей, что означает мужская школа и почему мужчин надо учить не так как женщин. Никакого вразумительного ответа они дать не смогли.



Но это так, присказка. Я хочу рассказать об истории, которая случилась со мной четыре-пять лет спустя, когда я был то ли в 9 то ли в 10 классе. У нас появилась новая учительница, которая стала преподавать новый предмет - английскую литературу. Это была молодая девушка, только что из ин-яза, никаких учебников естественно не существовало, никаких пособий, и никакой литературы тоже. Копировальных машин тоже не было, поэтому ей приходилось перепечатывать на машинке все отрывки (по-английски) из авторов которых мы проходили, на папиросной бымаге, по шесть страниц в закладке; делать три-четыре закладки. Не уверен, что современные молодые люди знают, что это такое.

Начала она с John Donne, английского поэта, современника Шекспира (последнего мы изучали чуть позже). Она была худая, угловатая и выглядела как девчонка. Чего уж там говорить, она мне нравилась. Хотя я был стеснительным мальчиком, на ее уроках мне хотелось, чтобы она меня как-нибудь выделила.

В конце темы мы получили задание: Найти в стихах Джона Донна и современных ему поэтов приблизительные английские эквиваленты нескольких русских пословиц и идиом. Одна из них была "Чужая душа потемки"

Уже не помню почему, но я про это задание забыл, и вовремя не сделал. Может быть потому, что я частенько не делал заданий, хорошо запоминая материал в классе. Так или иначе, вспомнил я о задании утром в тот день, когда его нужно было сдавать. Быстро просмотрев листочки, которые были у меня под рукой, я ничего подходящего не нашел и впал в ступор. Я просто не мог *так* разочаровать мою любимую учительницу.

И тут я сделал нечто ужасное. Я переделал две строчки из Джона Донна (используя архаические слова из других строчек), чтобы смысл был похож на вышеупомянутую пословицу. Вспоминая об этом подлоге, до сих пор каждый раз краснею. Кажется, она что-то заподозрила, потому что спросила, из какого именно стихотворения этот пассаж. Отступать было некуда, я назвал какое-то от фонаря. До сих пор стыдно. Каждый поступок имеет долговременные последствия. Разумеется, никогда больше так не делаю… Но-я-произвел-на-нее впечатление!

Uchitelya

учитель

Вот они, мои учителя, в первом ряду. Выпуски не мои, друге классы. На верхней крайняя справа Эмилия Марковна, историчка. За ней Александра Яковлевна, биолог. На ее уроках всегда стоял гвалт, она была чересчур доброй и не умела держать класс. На нижней фотографии крайний справа Юлий Анатольевич, литератор. За ним Лазарь Ильич, завуч английской части, знаток английского и гроза школы в одном лице. Крайняя слева на скамейке Клавдия Борисовна, физичка. Предмет она знала неважно, поэтому меня от своих уроков освободила. Это устраивало нас обоих.

Я вспоминаю всех - хороших и не очень, добрых и равнодушных - с глубокой благодарностью… То, что делают учителя, определяет человека на десятилетия вперед.

  • 1
Достоевский отдыхает)
На какое только преступление не пойдешь из-за и ради женщины)

Вы правы, Лора! Женщины - несомненно движущая сила истории. И сколько преступлений ради них совершалось и еще будет совершено. Но для себя в какой-то момент я твердо решил, что это не мой метод ☺ ...

Жена и дочь Хрущева знали английский язык (по словам его дочери). Поэтому и появилось его указание (вероятно).

Ну там разных факторов достаточно, пожалуй. Не в последнюю очередь - политика. Ведь учитывая наличие США, английский язык являлся "стратегически важной" дисциплиной. Однако дипломатов, переводчиков и прочих "языкатых" кадров, при всей престижности данного рода занятий, Советам много не требовалось по определению (дипломаты - это ж не строители, не инженеры, не швеи и не токари какие-нибудь, чтоб везде и всегда быть нужными), а значит - не требовалось и много учебных заведений, где эта байда преподавалась бы "по-настоящему". Нести же иностранные языки "в народ" считалось во времена оны несколько опасным (ибо "железный занавес" и все дела). А в вузе осваивать такие вещи "от нуля" всё-таки несколько поздновато - ведь изучение языка лучше начинать с раннего возраста, не так ли? Вот и готовили будущих дипломатов и переводчиков, начиная едва ли не со школьной скамьи.
Кроме того - советская элита стремилась обеспечить своим детям как можно более "отборное" образование, по мере сил изолировав их от детей "плебса". Естественное желание для любой элиты, если подумать. А тут это оказалось возможным на формально законных основаниях!
Так что, ИМХО, тут имел место сугубо корпоративный интерес "верхов". А инициатива отдельных личностей (в т.ч. видных учёных, мечтавших о создании "школ для одарённых"), оказалась, по всей видимости, просто к месту.

Edited at 2013-01-20 03:07 pm (UTC)

Не знаю, может такие соображения где-то и крутились, но моя 9 школа вовсе не была элитарной. Она была расположена на глубокой окраине Москвы, где никакая элита конечно не селилась. В ней было много детей из близлежащего района, который был весьма "пролетарским". Самый элитарный ученик в нашем выпуске был некий мальчик (в параллельном классе), чей отец был кажется журналистом, бывал заграницей и привозил своему сыну голубые джинсы. В результате все "популярные" девочки ходили за ним табуном...

Языковые спецшколы на мой взгляд не рассматривались как "школы для одарённых". Матшколы - совсем другое дело.

Ну чтобы хорошо учиться в сильной физматшколе - это, как говорится, нужно с пелёнок иметь совсем иначе "повёрнутую" голову. То же самое касается, например, музыки или шахмат - там вообще нужно родиться ярким талантом, чтобы хоть на что-то потом рассчитывать.:)
А иностранные языки... По моему скромному опыту, для их успешного освоения всё-таки требуется несколько меньше извилин, нежели, скажем, для решения "олимпиадных" задач по математике или физике (редких и сложных языков вышесказанное, разумеется, не касается - там без "хорошей головы" просто делать нечего). Или для прогресса в этих неродственных дисциплинах требуются какие-то совершенно "разные" извилины?
Впрочем, для одарённых детей была спецшкола или не для совсем одарённых, вне зависимости от предметного "профиля" и даже от социального происхождения "контингента", - статус "элитарности", как мне кажется, был априори присущ подобным учебным заведениям. Одно наличие вступительных экзаменов чего стоило. (Интересно, кстати, - что это тогда были за экзамены; не очень ли сложные?). И по своему "социальному статусу" языковые школы вне всякого сомнения стояли выше обычных.
Тем более, существование откровенно "буржуазного" предмета под названием "английская литература" - это для меня вообще некоторое откровение. Неужели такое было возможно в советской школе (пусть даже не совсем обычной), причём задолго до всяких там "гласностей"?:) И не наказали ли потом директора за такой вот "педагогический эксперимент"?

Edited at 2013-01-21 09:06 am (UTC)

Я отлично помню вопрос, который мне задали на экзамене. Мне показали большую картину, на которой были изображены покорители севера. Там дул сильный ветер, палатку сносило, а один полярник стрелял из ружья в белого медведя, который к ней подбирался.
Задание было такое: тут же без подготовки составить устный рассказ по этой картине. Потом была еще парочка мелких вопросов, по арифметике. Это их удовлетворило.

В принципе, спецшколы по определению элитарны, ведь "спец" же... Но наша таковой не являлась из-за своего окраинного расположения, по крайней мере в мое время. У моих одноклассников не было высокопоставленных родителей, ни у одного.

По поводу "буржуазного" предмета под названием "английская литература" я вам больше скажу: в 9ь10 классах у нас было двя предмета, кот. преподавались на английском языке: всемирная география и английская история.

Это они что, получается, - будущих идейных "антисоветчиков" таким образом целенаправленно готовили, что ли? :-) Ведь по большому счёту, владение иностранными языками (и в частности английским) не было так уж широко востребовано в тогдашнем СССР, а вот чтобы подпасть под влияние "тлетворного Запада", слушая "чужие голоса", - прекрасное подспорье, не так ли?

Получается, что так, хотя исходная цель конечно была совсем другой.

Вполне возможно. Хрущев во время своего правления был великим (хотя и непоследовательным) экспериментатором. У него была воля и желание, но не хватило ума и возможностей...

Вам повезло. А у меня, к сожалению, школа оставила лишь грустные воспоминания. Учителя не оставили особого впечатления, хотя, конечно, спасибо им, Мне кажется, что я всем в жизни обязана книгам, которые запоем читала с 5 лет, годам учебы в моем любимом Университете, самообразованию и самовоспитанию в последующей жизни.

К сожалению, большинство школ вызывает у детей лишь чувство отвращения. Как всегда, все зависит от учителей. В моей школе далеко не все учителя были хорошими предметниками, но многие были яркими личностями. В смысле предметов мне повезло только с математикой. Наша математичка - ее звали Валентина Александровна - была выдающимся учителем.

А кто вам привил любовь к чтению? Наверное родители?...

Не знаю, наверное это какие-то гены... Папа умер в 34 года, мне было 6, брату - 5. Мама погрузилась в горе, ей еще работать нужно было, чтобы выжить... А я читала, читала. Книги были самым замечательным в моей жизни. Мама пыталась ограничивать время моего чтения, но я читала ночью под одеялом с фонариком. Вся детская классика - сказки (как я любила сказки!), потом книги из папиной библиотеки - Скотт, Стивенсон, Твен, Майн Рид, Хаггард, Диккенс, Дюма... Боюсь, что простое перечисление займет очень много места. Сейчас наступило замечательное время, когда в интернете можно найти все, что только захочешь. Я сейчас покупаю мало книг - некуда девать потом, читаю электронные версии, слушаю аудиокниги, когда иду по улице. Покупаю, пожалуй, только Дину Рубину, которую обожаю.

Как это ни удивительно, мы с вами читали одни и те же книги. Только я еще очень любил Робинзона Крузо и Жюля Верна. Впрочем, наверное это совсем не удивительно...

это, на мой взгляд, нориально, ведь мы - ровестники и соотечественники. Вероятно поэтому мы сформировались с похожими в чем-то взглядами, с одной, наверное, системой этических ориентиров, говорим на одном языке и сходным образом реагируем на те, или иные явления и события жизни.. И Дефо и Жюля Верна я, конечно же, прочитала много раз. И еще я множество раз перечитывала замечательную книгу "Наследник из Калькутты" Р. Штильмарка. На первой книге, которую мне дали почитать, стояли еще две фамилии - Штильмарк и Василевский. Только позже, в перестройку, я купила книгу и прочла про обстоятельства её создания, о том, кто такой Василевский. Потрясшая меня до глубины души история преисполнила меня уважения к Роберту Штильмарку. По сей день люблю эту книгу и считаю, что её обязательно надо давать читать детям, особенно мальчикам, чтобы привить любовь к чтению.

Переписать Джона Донна так, что не отличишь? Даже если она и обнаружила "подлог",думаю, вы таки да произвели впечатление :))

Ах, Таня, вашими устами мед пить ... ☺

Миша, я ж не просто так заявляю , а как бывшая учительница:)) Десять лет была училкой украинского языка и литературы, и если бы кто из моих обожаемых гениев или оболтусов неотличимо подделал хорошую поэзию, да за это все простить!!!:))

А физматшкол тогда еще не было ?

Первые ФМШ примерно в те же времена начали появляться. В начале 60-х.

Они появились примерно в то же время. На эту тему есть статья:
http://www2.math.technion.ac.il/~peter/book/Ocherk_Vesti.pdf
Вот пару цитат оттуда:


Итак, в третью среду месяца Октябрь одна тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года в девятом классе 425-й Московской школы состоялась первая лекция (а не урок!) по высшей (а не элементарной) математике …
… Оказалось, что эксперимент С.И.Шварцбурда с организацией сначала спецкласса, а затем спецпараллели был стремительно подхвачен энергичными и мыслящими людьми, и уже через год после описанных событий возникла целая школа, носившая гордое название "математическая". Это и была школа No2. Ещё через 3 года возник суперзнаменитый математический Интернат, где уже на постоянной основе рабо- тали профессиональные математики, кандидаты и доктора наук, а ученика- ми могли быть способные ребята из любой точки страны. Возглавлял этот Интернат не только номинально, но и очень по существу один из крупнейших математиков ХХ века Андрей Николаевич Колмогоров.

(Deleted comment)
Спасибо, Лена! Конечно, для вас - все что угодно. Если смогу, то напишу.

ого, если бы Бродскому в школе преподавали Джона Дона, он бы вряд ли оттуда сбежал))
то, что учителя не делают, тоже определяет человека.. у меня воспоминания самые мрачные. безмерно благодарна преподавателям института за то, что помогли разрушить это самое школьное определение на десятилетия.
Вам повезло, Миша!)

если бы Бродскому в школе преподавали Джона Дона, он бы вряд ли оттуда сбежал))
Так это смотря не только что преподавать, но и как преподавать. Какая разница - Донн, Вордсворт, Китс, Байрон, Лермонтов, Пушкин, Некрасов... Мало ли прекрасных вещей мы не переносим на дух только потому, что нам их неприкрытым образом навязывали в школе (в детстве)?
А иные педагоги так гениально умеют внушать отвращение к своему предмету, что только диву даёшься...

Вся проблема в том, что в советских школах и литература и история были крайне идеологизированы и преподавались как предмет политической пропаганда. После таких уроков начинало тошнить даже от хороших книг. А вот в английской литературе, тем более старой, делать этого не надо было. Поэтому вместо идеологии мы могли целый урок обсуждать какой-нибудь сонет Шекспира, и как он говорит о своей возлюбленной, и где он ироничен, а где страстный ... Или о шекспировском театре ...

Edited at 2013-01-20 05:00 pm (UTC)

Да уж, удивительный у Вас был предмет - "английская литература". Во всяком случае, в том виде, в котором он подавался, - это ведь по тем временам в любой момент могло быть расценено как "идеологическая диверсия" или нечто вроде. Разве нет?
А дисциплина под названием "иностранный язык" в советской школе была порядком напичкана пропагандой, что и говорить (это даже при беглом взгляде на тогдашние учебники хорошо заметно). Вряд ли идеологии там было сильно меньше, нежели на вышеупомянутых истории и литературе. Да и советская методика преподавания языков сейчас вызывает некоторые вопросы (спецшколы здесь, по большому счёту, не стоят каким-то особняком: объясняли там, быть может, и "поглубже" - а сам подход к обучению везде был практически один и тот же).
Кстати - интересно, насколько хорошо, согласно Вашему собственному восприятию, Вы владели английским после учёбы в языковой школе - особенно если смотреть с позиции сегодняшнего дня? И не пришлось ли Вам впоследствии кардинальным образом "доучиваться", дабы не испытывать серьёзных проблем в общении с носителями?

Edited at 2013-01-21 11:57 am (UTC)

Как я сейчас понимаю, язык преподавали неправильно. Упор был на грамматику, а надо бы на разговорную речь. Тем не менее, сразу после окончания школы произношение у меня было лучше чем сейчас. Оно (произношение) быстро "ржавеет", если языком не пользоваться, а я им совсем не пользовался ок. 20 лет. Словарный запас сейчас, конечно, намного больше.

Увы, но это так, большинство школ вызывает у детей лишь чувство отвращения. Как всегда, все зависит от учителей. В моей школе далеко не все учителя были хорошими предметниками, но многие были яркими личностями. Мне действительно повезло.

Хорошо, что вам повезло хотя бы в институте. А на каком факультете вы учились? Живописи?

увы, живописи я вообще не училась.. а институт был как раз педагогический, факультет дошкольного воспитания - в садах ведь тоже грустная картина с тетями воспитателями.. работала там, потом в школе)

В садах, наверное, еще хуже... Там у детишек еще меньше выбора. По-моему, сейчас не так, выбор появился. А в Америке все совсем по-другому, именно из-за свободы выбора.

я думаю, у нас дело не в отсутствии свободы выбора, а, как говорил тот же Бродский, в колоссальном неуважении человека к человеку. в том числе к маленькому.

Тут я с вами согласен, Маша! Этот был очень важный момент. В той системе координат человек был как пыль под ногами. Пройти и не оглянуться. А уж дети совсем беззащитны были. Я представляю это себей такой пирамидой. Давление шло только сверху вниз, и никакого способа защиты не было. Люди давили на тех, кто слабее их, спасая себя от разрыва сердца.

У Ландау и Хрущева есть достаточно много общего? Или только общий скульптор, создавший им памятники на могилах на одном кладбище? Что, интересно Эрнст Неизвестный думает по этому поводу?

Спасибо за рассказ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account