Previous Entry Share Next Entry
Учителя
traveller2
Как это ни странно, я помню почти всех своих учителей после 5 класса. В пятом классе я пошел в новую школу. В том году в Москве впервые были открыты так наз. спецшколы, в которых иностранные языки преподавались со второго класса и каждый день. Говорят, что указание пришло с самого верха, от Хрущева.



На мой взгляд современная российская историография недооценивает критической роли Хрущева. Какими бы мотивами он не руководствовался, он сделал великое дело - избавил страну от Гулага, самого страшного проявления сталинизма, и слегда приоткрыл ее для внешнего мира. После того, как он был смещен в в 1964 г. в брежневском государственном перевороте, однажды он дал интервью какому-то западному журналисту. Журналист спросил его: "Никита Сергеевич, по вашему мнению, какое самое большое ваше достижение за 8 лет, что вы были у руля СССР?" Хрущев ответил: "То, что я не расстрелян как враг народа в 1964 году, а жив и отвечаю на ваши вопросы …" Кто знает, сколько еще лет просуществовал бы Гулаг без Хрущева, сколько еще безвинных людей вморозили бы во льды Колымы…



Ближайшая от нас 9 английская спецшкола располагалась аж за Тимирязевской сельхохозяйственной академией, в пролетарском районе Коптево. Добираться туда нужно было минут 20 на трамвае или автобусе. В школе сразу набирали пять классов, с первого по пятый. Родители про это как-то прознали и отправили меня на вступительные экзамены.



В сталинские времена школы были раздельными: девочки ходили в одни школы а мальчики в другие. Сталин был большой блюститель нравственности. Кстати, аборты тоже были строжайше запрещены. Гулагу нужно было питаться человечной, и ее требовалось много. Будучи большим книгочеем на третий день после начала занятий я отправился в школьную библиотеку. На многих книжках расставленных на полках еще сохранился штамп 'Такая-то мужская средняя школа Тимирязевского района'. Вечером я спросил у родителей, что означает мужская школа и почему мужчин надо учить не так как женщин. Никакого вразумительного ответа они дать не смогли.



Но это так, присказка. Я хочу рассказать об истории, которая случилась со мной четыре-пять лет спустя, когда я был то ли в 9 то ли в 10 классе. У нас появилась новая учительница, которая стала преподавать новый предмет - английскую литературу. Это была молодая девушка, только что из ин-яза, никаких учебников естественно не существовало, никаких пособий, и никакой литературы тоже. Копировальных машин тоже не было, поэтому ей приходилось перепечатывать на машинке все отрывки (по-английски) из авторов которых мы проходили, на папиросной бымаге, по шесть страниц в закладке; делать три-четыре закладки. Не уверен, что современные молодые люди знают, что это такое.

Начала она с John Donne, английского поэта, современника Шекспира (последнего мы изучали чуть позже). Она была худая, угловатая и выглядела как девчонка. Чего уж там говорить, она мне нравилась. Хотя я был стеснительным мальчиком, на ее уроках мне хотелось, чтобы она меня как-нибудь выделила.

В конце темы мы получили задание: Найти в стихах Джона Донна и современных ему поэтов приблизительные английские эквиваленты нескольких русских пословиц и идиом. Одна из них была "Чужая душа потемки"

Уже не помню почему, но я про это задание забыл, и вовремя не сделал. Может быть потому, что я частенько не делал заданий, хорошо запоминая материал в классе. Так или иначе, вспомнил я о задании утром в тот день, когда его нужно было сдавать. Быстро просмотрев листочки, которые были у меня под рукой, я ничего подходящего не нашел и впал в ступор. Я просто не мог *так* разочаровать мою любимую учительницу.

И тут я сделал нечто ужасное. Я переделал две строчки из Джона Донна (используя архаические слова из других строчек), чтобы смысл был похож на вышеупомянутую пословицу. Вспоминая об этом подлоге, до сих пор каждый раз краснею. Кажется, она что-то заподозрила, потому что спросила, из какого именно стихотворения этот пассаж. Отступать было некуда, я назвал какое-то от фонаря. До сих пор стыдно. Каждый поступок имеет долговременные последствия. Разумеется, никогда больше так не делаю… Но-я-произвел-на-нее впечатление!

Uchitelya

учитель

Вот они, мои учителя, в первом ряду. Выпуски не мои, друге классы. На верхней крайняя справа Эмилия Марковна, историчка. За ней Александра Яковлевна, биолог. На ее уроках всегда стоял гвалт, она была чересчур доброй и не умела держать класс. На нижней фотографии крайний справа Юлий Анатольевич, литератор. За ним Лазарь Ильич, завуч английской части, знаток английского и гроза школы в одном лице. Крайняя слева на скамейке Клавдия Борисовна, физичка. Предмет она знала неважно, поэтому меня от своих уроков освободила. Это устраивало нас обоих.

Я вспоминаю всех - хороших и не очень, добрых и равнодушных - с глубокой благодарностью… То, что делают учителя, определяет человека на десятилетия вперед.

  • 1
Достоевский отдыхает)
На какое только преступление не пойдешь из-за и ради женщины)

Вы правы, Лора! Женщины - несомненно движущая сила истории. И сколько преступлений ради них совершалось и еще будет совершено. Но для себя в какой-то момент я твердо решил, что это не мой метод ☺ ...

Жена и дочь Хрущева знали английский язык (по словам его дочери). Поэтому и появилось его указание (вероятно).

Ну там разных факторов достаточно, пожалуй. Не в последнюю очередь - политика. Ведь учитывая наличие США, английский язык являлся "стратегически важной" дисциплиной. Однако дипломатов, переводчиков и прочих "языкатых" кадров, при всей престижности данного рода занятий, Советам много не требовалось по определению (дипломаты - это ж не строители, не инженеры, не швеи и не токари какие-нибудь, чтоб везде и всегда быть нужными), а значит - не требовалось и много учебных заведений, где эта байда преподавалась бы "по-настоящему". Нести же иностранные языки "в народ" считалось во времена оны несколько опасным (ибо "железный занавес" и все дела). А в вузе осваивать такие вещи "от нуля" всё-таки несколько поздновато - ведь изучение языка лучше начинать с раннего возраста, не так ли? Вот и готовили будущих дипломатов и переводчиков, начиная едва ли не со школьной скамьи.
Кроме того - советская элита стремилась обеспечить своим детям как можно более "отборное" образование, по мере сил изолировав их от детей "плебса". Естественное желание для любой элиты, если подумать. А тут это оказалось возможным на формально законных основаниях!
Так что, ИМХО, тут имел место сугубо корпоративный интерес "верхов". А инициатива отдельных личностей (в т.ч. видных учёных, мечтавших о создании "школ для одарённых"), оказалась, по всей видимости, просто к месту.

Edited at 2013-01-20 03:07 pm (UTC)

Вам повезло. А у меня, к сожалению, школа оставила лишь грустные воспоминания. Учителя не оставили особого впечатления, хотя, конечно, спасибо им, Мне кажется, что я всем в жизни обязана книгам, которые запоем читала с 5 лет, годам учебы в моем любимом Университете, самообразованию и самовоспитанию в последующей жизни.

К сожалению, большинство школ вызывает у детей лишь чувство отвращения. Как всегда, все зависит от учителей. В моей школе далеко не все учителя были хорошими предметниками, но многие были яркими личностями. В смысле предметов мне повезло только с математикой. Наша математичка - ее звали Валентина Александровна - была выдающимся учителем.

А кто вам привил любовь к чтению? Наверное родители?...

Переписать Джона Донна так, что не отличишь? Даже если она и обнаружила "подлог",думаю, вы таки да произвели впечатление :))

Ах, Таня, вашими устами мед пить ... ☺

А физматшкол тогда еще не было ?

Первые ФМШ примерно в те же времена начали появляться. В начале 60-х.

(Deleted comment)
Спасибо, Лена! Конечно, для вас - все что угодно. Если смогу, то напишу.

ого, если бы Бродскому в школе преподавали Джона Дона, он бы вряд ли оттуда сбежал))
то, что учителя не делают, тоже определяет человека.. у меня воспоминания самые мрачные. безмерно благодарна преподавателям института за то, что помогли разрушить это самое школьное определение на десятилетия.
Вам повезло, Миша!)

если бы Бродскому в школе преподавали Джона Дона, он бы вряд ли оттуда сбежал))
Так это смотря не только что преподавать, но и как преподавать. Какая разница - Донн, Вордсворт, Китс, Байрон, Лермонтов, Пушкин, Некрасов... Мало ли прекрасных вещей мы не переносим на дух только потому, что нам их неприкрытым образом навязывали в школе (в детстве)?
А иные педагоги так гениально умеют внушать отвращение к своему предмету, что только диву даёшься...

У Ландау и Хрущева есть достаточно много общего? Или только общий скульптор, создавший им памятники на могилах на одном кладбище? Что, интересно Эрнст Неизвестный думает по этому поводу?

Спасибо за рассказ.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account