Previous Entry Share Next Entry
Разрыв 5.
traveller2
Предыдущий фрагмент см. http://traveller2.livejournal.com/332862.html

Nikolay_Feshin_6

Сколько раз я был свидетелем того, как крепкие семьи - супруги вместе 10 - 20 лет - распадались через несколько лет после переезда в Америку… Одна из причин, конечно, стресс, который неизбежен при разрыве всех привычных связей. Но, на мой взгляд, эта причина неосновная. Восприятие мира и некоторые жизненные ценности, которые кажутся незыблемыми и данными раз и навсегда в одной среде, зачастую теряют свою притягательность в другой. Женщины как правило понимают это раньше мужчин. На первый взгляд тут есть парадокс. Действительно, биологически (эволюционно) женщины должны быть более консервативными, а реакция мужчин - так уж случилось в ходе эволюции - более динамична. На самом деле парадокся тут нет. Решение о переезде из Казани в США принимал несомненно Николай Фешин, и как мы видели в одном из предыдущих постов, сделал это по существу без консультации с женой. Она и дочь последовали за ним. Однако коль скоро это было сделано, по другую сторону Атлантики, Александра осознала реалии американской жизнии гораздо быстрее мужа. Например, как я уже упоминал, изучение английского языка у нее заняло 5 месяцев, а у Николая Фешина несколько лет.

Так или иначе, в 1932 году Александра потребовала у мужа развод. Произошло это в Таосе, маленьком городке в Нью Мексико, о котором я еще расскажу. Александра влюбилась в местного поэта и издателя Спада Джонсона.

Центральная площадь Таоса сейчас *

800px-Taos_plaza_la_fonda



Это тоже нередкое явление. Женщины, рано вышедшие замуж и попавшие в патриархальную семью, если жизнь их не замордует, к 40 годам достигают ментального и сексуального расцвета. Позднее дочь Ия писала (кстати, по-английски Ия транскрибировала свое имя фонетически, Eya), что Александра устала жить в тени мужа, устала от его взрывной и импульсивной натуры. Мне кажется очевидным, что по-своему Николай Фешин любил жену, он писал ее (или ее и Ию) десятки раз. Развод, последовавший в 1933 году, был для него и неожиданностью и ударом. Переписка между бывшими супругами продолжалась до 1938 года. Николай Фешин хотел вернуться в Таос, к жене, но Александра этого не хотела и отвечала холодно.

Nikolay_Feshin_40

Теперь я вернусь в середину 1920х, в Нью-Йорк, где Фешин сразу же попал в круг знаменитостей. 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку Национальной академии дизайна, на которой Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи В этой выставке участвовали, в частности, Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Лев Бакст, Василий Кандинский. А в 1924 году прошла его персональная выставка в Чикаго, на которой были представлены 22 работы. В 1925 году прошла выставка Фешина в нью-йоркской Arden Gallery. Почти все из выставленных 32 работ были сразу же проданы.

Автор статьи в Вики пишет, что открывшийся туберкулёз был следствием потрясений предшествующих лет. Не знаю, возможно такое с медицинской точки зрения. Мне кажется, невозможно. Но так или иначе, Фешиным пришлось искать новое прибежище. В 1924-26 годах они объездили несколько южных штатов и Калифорнию, и нигде им не понравилось настолько, чтобы решиться там осесть. И тут … Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии художников Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мексико. Позднее Фешин вспоминал, что годы, проведенные в Таосе, были самыми счастливыми и плодотворными в его жизни.

new_mexico_desert

Если вы ездили на машине по Нью Мексико, то уже никогда не забудете его сюрреальные, "марсианские" пейзажи: красная почва, поросшая (негусто) самыми разнообразными кактусами и колючками, красные холмы и невысокие горы. Чем выше в горы, тем больше влаги. Полупустынные кактусовые заросли сменяются более привычными деревьями, типа сосен. Под ними заросли белых грибов, которые никто не собирает.

166876F9-188B-3B72-2E95DA2832C0C918

По площади этот штат пол-Франции, а население даже сейчас всего 2 миллиона, что же говорить о середине 1920х? Редко разбросаны небогатые фермы и ранчо. Города по сути дела только три: промышленная Альбукерка, (небольшой) Лос Аламос, где во время второй мировой войны ковалось американская атомная бомба и где сейчас расположена ядерная лаборатория, и Санта Фе - город художников (http://traveller2.livejournal.com/229663.html).

Деревушка Таос была основана возле индейского поселения еще в до англо-саксонский период Америки, испанскими конкистадорами в 1615 году. Тогда она называлась Fernandez de Taos. Художники начали селиться в Таосе с 1898 года. Со временем она стала американским Барбизоном. В 1919 года здесь поселилась известная покровительница художников Мэйбл Додж Лухан.

Nikolay_Feshin_22

Nikolay_Feshin_27

Именно она и пригласила Фешиных. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) Таос стал центром американского модернизма, хотя в деревне тогда было всего 650 жителей и не было электричества. Вот что пишет Галина Тулузакова: "В этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке."

Nikolay_Feshin_28

В 1927 году Фешины начинают строить собственный дом в стиле адобе. Что такое адобе? Большой "кирпич" сработанный из высушенной на ярком солнце Нью Мексико глины и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием "терра байета". Я не был в Таосе, но в близлежащем Санта Фе разрешено строительство домов только двух стилей: адобе и испанский колониальный.

Nikolay_Feshin_41

Nikolay_Feshin_113

Двухэтажный дом Фешин строил во многом своими руками в течение шести лет. Фешин был и архитектором. Сохранились его карандашные архитектурные наброски. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле. Марина Нащокина вспоминает "…белизну неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы." Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева.

Дом Фешиных *

634x375PEr_3_692

634x375PEr_4_693

634x375PEr_5_694

Гостиная * ( может, и не гостиная?) *

800px-Fechin_House_-_Daughters_Playroom

  • 1
большое спасибо!

Рад, что вам нравится, Анна.

я вспоминаю свое обучение в Репинке и понимаю, насколько оно было "дырчатое". История и теория искусства, да. Но тот же Фешин не упоминался вовсе. История искусства заканчивалась на Кандинском, теория - на Винкельмане. И не то чтобы давалось слишком много чего-то лишнего (курс истории искусства стран социализма застрял в памяти именно из-за удивления: Чехия и Вьетнам в одном курсе?), больше особо лишнего не помню, хотя напрочь забытая история КПСС присутствовала, а как же. Но - насколько все же не полно, не целостно. Жаль.

Вы художница?

История искусств, насколько я понимаю, была отчасти идеологизирована. Меньше, конечно, чем общая история. Я вообще никогда ни слова не слышал и не читал о Фешины до тех пор, пока случайно не забрел на его выставку год назад...

искусствовед по диплому

Степерь иделогизации очень сильно зависила от конкретных людей. В этом смысле повезло:
http://kniga-bukv.livejournal.com/36126.html
это я писала об одном из самых ярких учителей...

как он все-таки здорово рисовал...!!
ждем продолжения...:)

Через несколько дней, Саша, будет окончание.

Саша, а тебе не будет в Болгарии одиноко?

в гости приедешь...:) да нет - друзья, интересная страна...
посмотрим...

очень интересно. Спасибо

Вам спасибо, Игорь.

>Действительно, биологически (эволюционно) женщины должны быть более консервативными, а реакция мужчин - так уж случилось в ходе эволюции - более динамична.

По моему, широко известный факт что в эммиграции, в войну, в других критических сутациях женщины намного быстрей и легче приспосабливаются и адапатируются к новой ситации, а мужчины "тонут", теряются в новых обстоятельствах, потеряв свой социальный статус. Дело в строении и нацеленности мозга женщин к высокой коммуникации, интеракции с другими людьми, для женщин эго не так важно и т.п.

Да, согласен, Оля. Я и пытался это написать...☺

Очень интересно! Спасибо! Домик хорош! Надо сказать, что я тоже не избежала в Америке разрыва с первым мужем.

Надеюсь, что вы об этом не очень сожалеете ☺ Все, что ни происходит, все к лучшему... По большому счету...

Спасибо вам за эти заметки. Теперь у меня одним любимым художником больше, и большое желание съездить в Санта Фе.

Рад, что заинтересовал вас ☺

User olenenyok referenced to your post from "Красавка" saying: [...] взято у в Разрыв 5. [...]

С таким удовольствием читаю)))

Мне кажется, что нет ничего удивительного в том, что после переезда с другую страну жены уходят от мужей. Они осознают, что есть другой мир, зачастую лучше в этот мир вписываются в силу мягкости натуры, которая flexibility, а не тряпочность, в то время как мужчины гордо несут свое эго в новую среду. И устают жены от этого, и хотят органичной жизни в новых условиях.

Сейчас еще накладывается факт, что в России намного меньше приличных мужчин и намного больше замечательных женщин, и конкуренция за этих мужчин просто несопоставима. И когда такая все прекрасная, умная-красивая-умеющая и промолчать, и настоять на своем попадает в среду, изобилующую 'качественными' мужчинами, которые еще и не избалованы повышенной конкуренцией, возникает как минимум соблазн. Тем более если муж в это время занят своим эго.

Отчасти это коснулось и касается и нашей семейной пары, и уж точно в изобилии я это вижу вокруг.

Алиса, я с вами согласен и в первом и во втором. Когда я приезжаю в Москву и, например, еду в метро, меня всегда поражает сколько милых женщин вокруг и как мало мужчин с осмысленным взглядом. Это очень удивительно.

Надеюсь, что ваша семья не только выживет, но и окрепнет и размножится ☺ !

Через многое прошли, пройдем и через это. Никто не обещал, что будет просто.

Спасибо =)

User basya51 referenced to your post from Разрыв 5. saying: [...] Оригинал взят у в Разрыв 5. [...]

Спасибо, читаю с большим вниманием, интересом и восхищением - не была знакома с этим художником, тем более под впечатлением его творчества. Жизнь - сложная, счастливая и трагичная, но прекрасная история!

Да, жизнь во всех ее гранях... А художник, действительно, хороший. Совершенно незаслуженно неоцененный на родине.

Такие говорящие портреты, не оторваться)
Дом уникальный, с душой, для жизни счастливой...

Замечательные портреты, и их так много...и разных . Я не припомню дугого художника писавшего свою жену столько раз...

А кого же еще писать, как не любимого человека)
К тому же она красавица.

Как он убивался, когда она от него ушла. Впал в депрессию на несколько лет. Просил друзей соединить их обратно.

И писал прекрасные картины) Страдание способствует творчеству.

По-разному бывает. Если страдание слишком велико, иногда это приводит к смерти...

Спасибо,Миша. Изумительный пост. Где-то на задвоках памяти мелькала эта фамилия, в связи с Кандинским... а тут такая роскошь, целый мир. И история жизни, и (а!) картины:) Теперь буду специально искать и смотреть.

Все никак не могу дописать. Вот кажется уже все, последний пост, а не получается.

Пишите, не надо заканчивать "волевым усилием", нам это очень интересно.
Я вообще сейчас засяду просматривать, что я у вас пропустила, и комменты теперь за прошлые два месяца все перечту.У вас интересны " и картинки и разговоры"(с) А то у меня тут госпиталь в дому был, не до внимательного чтения:(


Edited at 2013-08-20 05:51 pm (UTC)

Таня! Надеюсь ничего серьезного, и сейчас все здоровы ... ☺

Как всегда с опозданием

посмотрел все картины из вашей коллекиции (5-ти постов).
Будут ли еще?

Фешин - безусловно яркий и редкий талант. Особенно великолепно он рисует глаза и передает духовность людей, которых рисует. Ну а каждый женский портрет его исполнении - просто шедевр.

Его мастерство, по-моему, превосходит почти всех совковых знаменитостей, коих именуют академиками.

У меня другое мнение насчет:
"Сколько раз я был свидетелем того, как крепкие семьи - супруги вместе 10 - 20 лет - распадались через несколько лет после переезда в Америку… Одна из причин, конечно, стресс, который неизбежен при разрыве всех привычных связей. Но, на мой взгляд, эта причина неосновная. Восприятие мира и некоторые жизненные ценности, которые кажутся незыблемыми и данными раз и навсегда в одной среде, зачастую теряют свою притягательность в другой. "


Мне кажется, в России семьи распадаются чаще, чем семьи переехавших за рубеж. В целом (статистически).
Как раз, стрессов в России больше. Ибо ощущение ценности семьи и, вообще человеческой личности, - значительно меньше в России, чем на Западе. Это наследие коммунистической идеологии.

Что касается художников и, вообще творческих личностей, то личная жизнь таких людей часто бывает трагична, поскольку творчество требует большой самоотдачи, а женщины в таких семьях чувствуют себя часто очень одинокими.

User basya51 referenced to your post from Разрыв 6. saying: [...] дущий фрагмент см. в http://traveller2.livejournal.com/333866.html [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account