Previous Entry Share Next Entry
Неоконченный пост
traveller2
emigration

Недавно один из моих френдов упомянул об обо мне как о эмигранте. И я впервые за 24 года вдруг задумался: кто же я?

Эмигрантов обычно определяют как людей, переезжающих в другую страну из-за опасения за свою жизнь или жизнь близких (например, еврейская эмиграция начала 20 века, Владимир Набоков, Керенский, Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми и еще тысячи и тысячи беженцев из Европы вконец обезумевшей в 20-м веке, французские гугеноты в Квебеке,
ирландцы спасавшиеся от голода в США и т.д), или преследуемых по политическому, религиозному или расовому принципу (например, английские протестанты заселившие Америку, Ленин в Швейцарии, русские баптисты и т.д.). Надежда Толоконникова, если бы она решила уехать после освобождения, несомненно была бы эмигранткой. А вот поток мигрантов из Африки в Европу или из Латинской Америки в США эмигрантами не являются. Эти люди просто ищут счастливую долю.

В конце 1980-х тюрьма мне вроде бы не грозила, и вряд ли меня намеренно собирались убить. Жил я в Москве
в общем-то на среднем уровне, квартира была кооперативная, а в ней - о чудо и предмет зависти многих соседей - был даже установлен телефон.

... Моя нервная система была близка к полному истощение, а я к колапсу. Уже где-то писал, что я наверное немного аутист, совершенно не переношу бардака, хаоса и бессмысленности. Многим людям не нравится, когда на только что асфальтированной дороге появляются огромные выбоины, или когда руководители, которые должны принимать ответственные решения на пользу всей страны, либо ни хрена не делают, уверенно ведя общество в пропасть, либо занимаются только личным обогащением. Многим... Но меня это выбивало из себя до такой cтепени, что я не мог ни есть, ни спать, ни - главное - заниматься любимой работой, которая и делала мою жизнь радостной. Ну а где могут быть лучшие условия для работы, чем в приличном американском университете? Разве что в ЦЕРЕНе... Да и то...

✷ svqz obrvvaetsa potom зак ✷ Я писал этот пост целый час в а/п Гамбурга. Суровый немецкий интернет вырубил меня на середине, и даже не сообщил об этом. Конец поста пропал. Это предложение удалось вставить в Амстердаме. Закончу дома ☹ ☺


✷ Итак, я уже дома и могу восстановить пропавшую концовку и заодно ответить на коменты.

Современная жизнь быстро меняется (иногда даже хотелось бы, чтобы помедленнее). Теоретическая физика (да и другие фундаментальные науки) 100%-но глобализованы. По моей оценке ≃ 30% людей, которые такими науками занимаются, работают не в тех странах, где родились, а там, где есть интересующие их направления. На нашем факультете есть (были) японцы, испанцы, россияне (много), итальянцы, англичане, канадцы, немцы, китайцы, одна индуска - и это только среди профессоров. Я не считаю постдоков... Считают ли они себя эмигрантами?...

Глобализация стремительно врывается всюду, не только в науку...

Когда я только приехал, я еще застал на факультете профессора Сууру, всю жизнь проработавшего в Америке. Многие ли помнят теорему Йени-Фраучи-Сууры? А я помню, мне ее читал Карен Аветович в курсе квантовой электродинамики. Потом Суура ушел на пенсию. Когда врачи сказали ему, что у него рак в терминальной стадии, умирать он поехал в Японию.

Поэтому, мне кажется, что определение эмиграции, данное в википедии, устарело, а мое определение правильное. Впрочем, я не настаиваю. И ничего не имею против мигрантов, покидающих родные края (надолго или навсегда) в поисках счастья. "Life, Liberty and the pursuit of Happiness" – ключевое положение Декларации независимости, написанной Томасом Джеферсоном в 1776 году. Если бы люди не искали лучшей жизни в чужих краях, те 100-200 семей, которые 70 тыс. лет назад вышли из Африки и чьи потомки расселились по всей земле, дав начало и европейцам и азиатам, никогда бы не покинули родной африканский континент. Авантюрный дух и недовольство существующим положением вещей движет прогрессом. Тот, кто доволен всем, не создаст ничего нового.

Я перечитал, и подумал, что все это правильно, но идет от ума. А если от сердца?

Так уж получилось, что я не переношу унижений, даже если они абсолютно несмертельны. Я даже не имею в виду "жидовская морда". Такое случалось нечасто. Но вот:

Смотреть надо, четырехглазый (это об очках);
Куда прешь, лысый интеллигент;
Ишь чего захотел, вас много а я одна;
Нет, без справки нельзя;
Мало что ты отстоял в очереди, надо было стоять в другой;
Ты мне тут права не качай;
и т.д. и т.п.
каждый день, изо дня в день. Вот это последнее - качать права - омерзительное словосочетание, которое меня особенно бесило. Ведь если у человка есть на что-то право, его надо ли его качать, чтобы получить? В Америке говорят: enjoy the rights...

а мне пятилетнему говорили: что ты суёшь очкастый, не видишь разве ? А ещё очки нацепил!!!

на всю жизнь запомнилось :)

Хорошо бы сделать "Серый словарик" ключевых фраз. Чтобы не забыть.

Миша!
я абсолютно с вами согласна- как и всегда- честно. Эмигрантом себя не считаю тоже.

Вот мы недавно отдыхали в Сицилии- тут я уже пишу со смехом))
Максим подружился с одним голландским мальчиком там и они играли вместе, пока вдруг не приехала какая- то другая голландская семья с чрезвычайно агрессивным сыном - увидев Максима он обозвал его (даже не глядя) гнилым мешком, а друга Максима назвал слабаком геем))
Сыну тому было лет так восемь думаю)))

Максим примчался к нам с другом с вытаращенными глазами и потребовал перевода- что означают все эти слова- но мы все в результате ужасно смеялись))

просто вспомнила об оскорблениях))

они и на голландском таких слов просто оба еще не знали)

Поездка на родину навеяла размышления?)

В частности, это. Случился там один неприятный эпизод, который заставил меня снова задуматься о том, о чем думалось лет 30 - 20 назад.

Извините, но Ваша попытка отделить эмигрантов (по-видимому имеются в виду политические эмигранты) от тех, кто ищет "счастливой доли", эмоционально понятна, но логически врад ли состоятельна. Человек, бегущий от опасности, тоже ищет счастливой доли. А те, кто хочет дать детям шанс лучшей жизни, тоже пытается избежать опасности.

Я ни на чем не настаиваю. Это моя лингвистическая интерпретация. Современное уточнение термина, если хотите. Те, кто хотят дать детям шанс лучшей жизни, достойны самого глубочайшего уважения, как и те, кто ищут лучшей жизни для себя или для близкого человека, не обязательно для детей. Как правило, любой переезд дело нелегкое и непростое; нужна определенная смелость и решимость преодолеть первоначальные сложности. Я вообще считаю, что "pursuit of happiness" – неотъемлемое право любого человека, так же как и право жить, где ему нравится. Когда большевики закрыли границы России ок. 1920 г. - это было одно из гнусных преступлений, последствия которого еще далеко не преодолены. Называть ли это эмиграцией или как-то иначе, на мой взгляд не так и важно. Если вам нравится этот термин, ради бога. Я бы сказал более правильно - переезд в другую культуру. Я знаю некоторое количество "эмигрантов" живущих скажем на Брайтом Бич, так, как если бы они никуда не переезжали. Помните анекдот: "А мы в Америку не ходим."

Мне кажется, что речь идет о состоянии души, которое (состояние) весьма индивидуально. Можно, конечно, формализовать вопрос.

Edited at 2013-10-01 02:13 pm (UTC)

Миша, как вы долетели, как вам Гамбург на этот раз понравился?
Рада, что вы повидались с внуками - всё остальное в этой жизни блекнет по сравнению с этим счастьем, не правда ли?
Не думайте об этих больных людях, наслаждайтесь своей свободой и независимостью от них.
Я тоже болезненно реагирую на всякие "фразочки" - сердцем, но умом понимаю, что мне этих людей - людей??? - где-то даже и жалко.
Как инвалидов, например.
Просто забудьте о них.

Да, все было отлично: (а) конференция интересная; (б) все свободное время с внуками, они так выросли и поумнели, (в) катались на лодках и ездили в Бремен в субботу-воскресенье!

Забыть трудно, ведь это часть жизни, которую не отрубишь. Конечно, время стирает острые грани, и ценишь каждый данный день, сегодняшний. Вот, в Гамбурге осень, вернулся домой, а у нас еще лето на пару недель....

Очень точно подмечено. Больше всего в СССР доставали постоянные мелкие унижения и необходимость подстраиваться. "Хочешь жить, умей вертеться." А я никогда не умел.

Большинство людей легко приспосабливались. А я, так же как и вы, не умел приспосабливаться и, главное, ненавидел этот процесс.

В сфере искусства все то же. У нас в Опере даже в хоре есть англичанка, американец (это в Скандинавии), кореец, голландка, эстонцы. Солистов зовут на каждый проект в зависимости от оперы - итальянцев, французов, русских, тех же американцев. В балетной труппе и оркестре такой интернационал, что там рабочий язык - английский. И, кстати, никто не рассуждает о себе или о соседе как об эмигранте.

Да, вы правы, то же самое. И этот процесс неостановим. Мир меняется на глазах.

а сейчас все это еще усугубилось и права качать просто уже негде.

Лора, как вы грустно пишете. Неужели, не происходит ничего положительного? Сравните с тем, кошмаром, что был в 80х. Беспросветные потоки лжи и лицемерия, мир наизнанку, и никакой надежды. Разве не появились просветы и надежда? Просто ваша точка отсчета сместилась.

Мне всегда очень жаль таких хороших и тонких людей как вы. Почему мир так несправедлив...

(no subject) (Anonymous) Expand
полностью, полностью совпадает ощущение (за исключением науки, конечно)
Мы еще называем себя "эмигрантами" за неимением другого слова, но с оооооооочень большими кавычками.
Да, эта уверенность, что люди - сволочи и ничего лучшего не заслуживают, почему-то воспроизводится снова и снова. И при всех трудностях первых этапов иммигрантской жизни понимание, что на тебя нигде не наорут, что продавцы-кассиры-контролеры-врачи будут улыбаться, помогать и пр, и пр... Получается, мы за этим и ехали.

_Да, эта уверенность, что люди - сволочи и ничего лучшего не заслуживают, почему-то воспроизводится_

Потому что, ан масс, здесь так оно и есть, а считать местных обитателей по умолчанию белыми и пушистыми смертельно опасно.

Позволю себе перефразировать Григоровича (Когда я родился, я заплакал...):

Каждый мой приезд в Москву объясняет мне, почему я уехала.

Вот есть у меня ощущение, что в вашем случае имеет место быть не эмиграция, т.е. вынужденное перемещение из естественной культурной среды в неестественную, но прямо противоположный процесс: добровольное перемещение из неестественной для вас среды в куда как более близкую. Термина для обозначения этого процесса пока, вроде, не придумали.
Интересно было бы посмотреть, связано ли с этим неоднократно отмечавшееся отсутствие на Западе русскоязычных землячеств (мафии тут, понятно, не в счет).

Сергей, ваша формулировко просто гениальная!

Русскоязычных землячеств и правда нет. По-видимому, они друг друга либо недолюбливают, либо опасаются. Страх въелся в кожу. Может быть, дело в инстинктах, которые выработались в сталинские времена, когда все всех боялись и подозревали? Меня тоже этот вопрос интересовал.
Думаю, на этот счет должны быть исследования...

да какая разница, Миш эмигранты, иммигранты, гранты и товарЫщи - каждый выбирает для себя...:))
а ты заметил,как пересекаешь границу, так аура злая в совке, уже в порту слышно...?? я это особо после Канады почувствовал...

Ты знаешь, Саша, по-моему, злая аура потихоньку уходит (или мне только кажется?) Что я точно заметил, приезжая в Москву раз в два-три года, произошла резкая смена поколений. Именно сейчас. И молодые люди не выглядят так агрессивно и сумрачно, как люди за 50. Хотя это только в Москве, да и то не всюду. Вот был я в Доме книги, на Арбате. Подхожу к продавщице и очень вежливо спрашиваю: "Где можно купить книгу Алексиевич?" А она мне в ответ: "Вы что не видите, я в музыкальном отделе работаю?" И гневно отвернулась. Ну, так привычные культурные стереотипы меняются очень медленно... Только в сказках лягушки превращаются в принесс за одну минуту.

(Deleted comment)
Спасибо, Лена. Иногда от этого тяжело становится. Когда осознаешь границы своих возможностей. Недавно я случайно обидел своего студента. Не намеренно, а просто не подумал. Написал ему по емейлу, все объяснил, попросил прощения. Он не ответил, у меня как камень был на душе всю неделю. А потом оказалось, что он был в походе, а меня понял и простил. Вот это был праздник!

(Deleted comment)
Совершенно не понимаю эмигрант ли я, я сюда ехала вообще временно и долго не собиралась оставаться, даже бывшая родинка меня всё ещё после 20ти лет считает своей гражданкой:)
А как у вас со временем на ланч? Я наверно буду на новой работе скоро, и не на кампусе.

Тина, я только что вернулся из Москвы и Гамбурга, надо завалы разгрести. На этой неделе ни минуточке свободной, вы уж меня простите... Может, на следующей?...

"Я перечитал, и подумал, что все это правильно, но идет от ума. А если от сердца?"

Наверно, сердце ассоциирует понятие эмиграции с людьми, для которых соответствующий шаг был в высокой степени чрезвычайным и трагичным, -- с вариантом понятия, сформировавшимся в условиях закрытых границ. А открытие границ снижает уровень чрезвычайности и, возможно, *возвращает* понятие к его исходному, эмоционально намного более нейтральному звучанию, описанному в википедии.
Миша, извините, если я задел вас чисто лингвистической примеркой термина к вам.

Что вы, Саша, вы меня совершенно не задели. Я и сам не знаю, почему я зацепился за это слово. Попытался сделать классификацию, взяв за основу мотивы эмиграции, но видно, что вопрос сложный и запутанный, границы мотивов размыты, много нюансов. Наверное, никому это не нужно. Хотя, если задуматься, то здесь есть любопытное зерно. Взять, например, Европейский Союз. Национальные границы официально упразднены. Сколько пожилых англичан постоянно проживают во Франции или Португалии... Не счесть. Эмигранты ли они? Если да, как классифицировать башкира, постоянно проживающего в Москве? Если нет, то как быть с основным критерием: постоянное проживание вне пределов родины? Реалии сейчас быстро меняются, лингвистика за ними не поспевает. Какое интересное время!

?

Log in

No account? Create an account