Previous Entry Share Next Entry
Вопросы
traveller2
images

Милая Маша akme_, у которой недавно родился сын, написала мне письмо с вопросом:

"Давно хочу спросить у вас и вот наконец дозрела. Вы описываете множество биографий успешных ученых, и в жизни наблюдаете множество людей этого типа и я вот хочу узнать: видите ли вы что-то общее во всех этих биографиях? Возможно вы можете выделить какую-то общую черту или точку, или предпосылки в биографии, которые делают из простого мальчика физика? Или уж если совсем грубо, можно ли вырастить физика? :) Да, да у меня тут имеется маленький мальчик и я не то, чтобы уже строю планы на его великое научное будущее ))), но просто раздумываю, как из младенцев получаются ученые?"

Тут вряд ли может быть универсальный ответ, но попробую порассуждать вслух. Или, лучше сказать, давайте подумаем вместе.

Мне кажется, что самое главное - показать ребенку, что наука - дело весьма завлекательное и интересное. Не менее (скорее, более) интересное, чем компьютерные игры. Скажем, в 10-13 лет дети одинаково открыты ко всему, в них еще живы все таланты и способности, которыми бог их наградил при рождении. Потом, постепенно жизнь их (таланты и способности) забьет, если ребенка вовремя не сориентировать в правильном направлении. Есть очень много увлекательных детских книг про науку. Мой собственный путь, пожалуй, начался с чтения "Таинственного острова" Жюля Верна, где подробно и авантюрно рассказывается, как знания можно превратить в нечто вещественное даже в экстремальных условиях. Потом я глотал научную фантастику, которая и привела меня к вопросам о том что и как устроено в природе. В 10м, выпускном классе решающую роль для меня сыграли "Фейнмановские лекции по физике", которые только что тогда вышли в русском переводе. Систематически учиться по ним вряд ли можно, но если освоить школьный учебник, их можно читать как поэзию. В мое время школьные учебники раздавали за несколько дней до 1 сентября. Они еще пахли типографской краской. Этот запах я люблю до сих пор. Учебник по физике я прочитывал еще до начала учебного года, хотя конечно кое что и пропускал.

Многие из моих коллег, как российских так и американских, начинали со школьных олимпиад. Очень известный физик и автор нескольких популярных книг Лиза Рандалл кажется то ли в 13 то ли в 15 лет входила в американскую сборную команду для физической олимпиады. В России это вообще стандартный путь.

Правильная школа (или хотя бы класс) имеет ключевое значение. Если в классе идет соревнование между учениками по принципу у чьих родителей круче тачка или кто где отдыхал, - это ядовитая среда, пробиться через которую умному ребенку очень трудно. И наоборот, если ядро класса составляют мальчики и девочки, увлекающиеся наукой, не важно какой, то это создаст положительный когерентный эффект. Лидером станет тот, кто больше читает, больше знает и быстрее соображает. За ним потянутся и другие. Для мальчика в возрасте 13 лет очень важно, чтобы нашлась хотя бы одна девочка, которая будет восхищаться им не из-за того, что у него дорогие джинсы, а потому что он самый умный. Ясно, что в обычной школе такое вряд ли случится.

Ну и наконец, последнее. Ребенка нужно приучить к рабочей рутине. Чтобы он не бросал задачу, если она не получилась в течении первых 15 минут. Хорошо бы, что бы он или она понимали, что фан не обязательно приходит сразу, иногда сначала надо много поработать, "попотеть", и только потом придет радость от полученного результата. Это похоже на уроки музыки. Сначала занудные гаммы, а удовольствие позже.

Умение и желание преодолевать барьеры - ахиллесова пята нынешних тинейджеров. Особенно это заметно в Америке, не знаю как в сегодняшней России. А ведь преодолевать барьеры можно тоже с удовольствием, если родители покажут как это делается на собственном примере.



Еще один вопрос прислала Софья sofa_evgenjevna

"Объясните мне хоть Вы, чем евреи "не такие" и так не угодили другим народам?
У меня болгарская фамилия, мой отец на четверть болгарин ( хотя прабабка была гречанкой ). Для моих одноклассников ничего примечательного в ней не было, т.к. мой родной город мультинациональный - много русских, болгар, немцев, евреев, греков, цыган. А вот в университете все прямо прицепились - вот ты еврейка и все тут! Возможно немного они и правы - моя бабушка по маминой линии действительно еврейка ( документально доказать сейчас невозможно, т.к. она сирота, в 1942 году в возрасте 2 лет она оказалась в детском доме. Какие-то добрые люди сделали документы, дали ей свою фамилию и отдали в детдом. Почему не оставили ее у себя никто не знает. После ее удочерила пожилая пара бездетных украинцев. Они забрали все документы - и настоящие и подделанные и избавились от них. У моей бабушки очень сложная судьба, эти родители, к сожалению, исковеркали ее судьбу ранним замужеством, не дав поступить в медицинский. Все это мы узнали от родственницы ее приемных родителей - решила все таки рассказать, у нее была 4 стадия рака. )
Одногруппникам я этого не рассказываю, но шепчутся за спиной. Неприятно."


Я вынашиваю ответ на этот вопрос. Но пока еще не выносил. Может быть, тем временем, кто-нибудь возьмется ответить?

  • 1
Эренбург как-то нафантазировал:
http://grihanm.livejournal.com/127390.html
Но несмотря на красивый слог и забавное содержимое, дело скорее всего не в этом. Герой Эренбурга просто так издевается, на мой взгляд.

Например азиатам - китайцам там, японцам, индусам - мы не так интересны. А если и интересны, то потому что распиарены. История у них с нами не общая совсем. У европейских же и ближневосточных народов - у нас очень общая история. За эту историю им должно быть во многом стыдно, и вероятно действительно стыдно. А когда стыдно - может что угодно проснуться - ненависть, зависть; может и (реже) наоборот - симпатия. Особенно остры эти чувста ещё и потому, что оказывается АйКью у евреев выше среднего - так что добавляем комплекс неполноценности и вуаля.

Советы отличные, именно так и надо было растить физиков в 1960х годах!

Но если прикинуть на 1940е... В поколении моего отца было раздельное обучение мальчиков-девочек (на одобрение одноклассниц надежды не было), никаких спецшкол. Фантастика была вроде Аэлиты, но с гебешниками в скафандрах, вредителями и шпионами; то еще чтение. Таинственный остров был. Олимпиады тоже какие-то были, но он их никогда не упоминал. Фейнмановских лекций не было, разумеется. Музыкой заниматься отец ненавидел; воспитывал упорство и волю в драках с арбатской шпаною. И так далее. Ничего, как-то стали и они со временем учеными, невзирая на пятый пункт. Примеряя на прошлом, видно что к моменту созревания рецепт устаревает. Стокса с Ампером не растили на Жюле Верне и кружках по радио. Тот же Галилей не победил ни разу даже на районной олимпиаде.

Наверно, метода превращения младенцев в ученых все же не существует. Т.е. люди уверяют себя, что Х работает, но это не Х работает.

Мне тут есть, что сказать, тк я химик в пятом поколении, с фармацевтами - в седьмом. Уже которое поколение каждый ребенок подростком решает, что все - хватит химии, надо чем-то другим заняться. Пожалуйста, дорогой, никто тебя не заставляет. Что только не пробовали... Бабушка консерваторию кончила. Ее брат в матросы пошел. Отец пытался стать биологом, я мечтал быть математиком. И все равно все в конце концов стали химиками. От судьбы не уйдешь.

Пифагор побеждал на олимпиадах. И далеко не на районной.

У меня родители - химики. И дети их - совершенно не химики, и никогда уже ими не станут. Ушли от судьбы.

Единичные примеры ничего не доказывают. Можете посмотреть на множественные примеры в книге "Как стать гением".

Вопрос, конечно, интересный...(с)
Отвечать на него можно долго и по-разному.
Кто-то из умных людей сказал, что любое чудо в Библии можно объяснить рационально. А можно просто верить в чудо.
С антисемитизмом то же самое. Можно долго и убедительно собирать причины, а когда они будут исчерпаны, всё равно останется что-то совершенно необъяснимое, иррациональное.
Но, тем не менее, попробую.
Ненависть к евреям частично выросла из того, что народ, пришедший издалёка, ("еврей, иври" и значит - "перешедший")как правило, селился локально, не смешиваясь с коренным населением. Кроме того, евреи никогда не были миссионерами, то есть не пытались никому объяснить свою религию (то, что и отличало их) и оставались закрытым сообществом. Живя бок о бок с другими людьми, они никак не пытались слиться с ними. Это неприятно и настораживает. Так случилось, например в довоенной Польше, когда евреев жило очень много рядом с поляками (но не вместе) и они слишком отличались своей одеждой, языком, непонятными обычаями.
Далее.
Евреи называются Народом Книги. То есть, образованию удивляется очень большое внимание в семьях. И это тоже не случайно, ведь в условиях ограничений на занятия, места проживания, приходилось выживать за счёт мозгов.
Народ, постоянно тренирующий свои мозги изучением Торы и её толкований, добивается наилучших результатов в науке, адвокатуре, финансах. Это вызывает зависть и приводит,в конечном итоге, к изгнанию евреев из страны, что случалось в Европе не раз: в Испании, в Германии, когда слишком много денег оказалось сосредоточено в еврейских руках.
Живя в Израиле, я вижу, насколько выходцы из разных регионов разные. Ближневосточные евреи отнюдь не интеллектуалы. В Израиле была еще лет пятнадцать назад поговорка: если еврей из Ирака профессор - он не профессор. Хотя, надо сказать, что иранская община, например, одна из самых образованных. А вот йемениты (иорданские евреи) малообразованные, беднейшие, правда, прекрасные ювелиры. В странах Востока к евреям традиционно не было ненависти, они прекрасно уживались с местным населением, но... приходит новый правитель, меняется строй и в один день начинается резня, как было, например в Ираке в годы фашизма.
В общем, все мы разные, но что-то в нас есть, какое-то отличие в глазах, что делает нас везде чужаками. Это трудно объяснить только рациональными причинами. Я думаю - вера, Тора.
Даже если поколения ассимилировались, всё равно понятие "еврейская душа", живёт в каждом и в один день она вызовет ненависть или позовёт к "своим".
*Кстати, несколько лет назад, после многолетних исследований, американскими и израильскими генетиками был найден набор генов (не ген еврейства, нет), присущий всем евреям - от эфиопских и китайских до ашкеназов. Всё-таки мы единый народ.
---------
Прошу прощения за многословие. И примите во внимание, что я высказала только то, что надумала сама. Возможно, со мной кто-то будет спорить.




"В общем, все мы разные, но что-то в нас есть, ..."

Ну, конечно, проблемы евреев сидят в самих евреях.

Я, кстати, не отмахнулся от вашей просьбы.

Просто надо обсуждать ab ovo.

1. Сначала античный мир:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BC_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_(%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0)

2. Потом зарождение и формирование христианства и католической церкви.

3. Судьба еврейских общин в Европе в Средние века (есть вопрос и арабского мира, но это менее важно).

4. И уж потом современность.

Короче, изрядное исследование ...



Edited at 2013-12-16 08:14 am (UTC)

Спасибо, Юра! Это большая тема, но я все же попробую сделать выжимку, когда будет время...

Раз уж тут задают вопросы и получают ответы, я тоже осмелюсь спросить: а вы не жалеете, что выбрали профессию ученого? Доставляет ли вам ежедневный научный труд такую же радость, как в детстве - найденное решение задачи? И считаете ли вы, что со стороны родителей разумно с младенчества готовить ребенка к научной карьере?

А можно вопрос не по теме.
Были в советское время ученые, занимавшие видное положение в научной среде, которые соблюдали еврейские традиции?

В воспоминаниях Сахарова нашел, "ыла при теоротделе и математическая группа (или отдел). Ее возглавлял Маттес Менделевич Агрест, инвалид Отечественной войны, очень деловой и своеобразный человек. У него была огромная семья, занимавшая целый коттедж, я несколько раз бывал у него. Отец М. М. был высокий картинный старик, напоминавший мне рембрандтовских евреев; он был глубоко верующим, как и М. М. Я потом слышал, что Зельдович жестоко ранил Агреста, заставляя его (может, по незнанию) работать по субботам. Зельдович отрицал правильность рассказа. Вскоре Агресту пришлось уехать с объекта – якобы у него обнаружились какие-то родственники в Израиле; тогда всем нам (и мне) это казалось вполне уважительной причиной для увольнения; единственное, что я для него мог сделать, – это пустить его с семьей в мою пустовавшую квартиру, пока он не нашел себе нового места работы. В последние годы у Агреста появилось новое увлечение – он подбирает из Библии и других древних источников материалы, свидетельствующие о том, что якобы Землю посетили в прошлом инопланетяне (я к этому отношусь более чем скептически)."

> Ну и наконец, последнее. Ребенка нужно приучить к рабочей рутине. Чтобы он не бросал задачу, если она не получилась в течении первых 15 минут. Хорошо бы, что бы он или она понимали, что фан не обязательно приходит сразу, иногда сначала надо много поработать, "попотеть", и только потом придет радость от полученного результата. Это похоже на уроки музыки. Сначала занудные гаммы, а удовольствие позже.

Мне бы кто-нибудь в своё время это объяснил.

Хотя эти вопросы и не ко мне, но у меня есть некоторые ответы.
Оказалось, что характер - дело практически целиком не воспитанное, а врожденное.
Интерес к науке - тоже.
Например, у Паскаля и Теслы - один и тот же тип характера.
У Эйнштейна, Бора и Льюиса Кэрролла - другой тип характера, но тоже очень склонный к науке (как и к искусству).
А у Чехова, Марка Твена и Венички Ерофеева - третий, очень склонный к искусству и очень мало склонный к занятиям наукой...

Подробности в моем журнале.
Надеюсь, это кому-то окажется полезно.

А чем евреи не угодили другим народам? Да просто тем, что воевать против них ЛЕГКО. Среди них весьма распространены психотипы ученых и мало распространены психотипы бесстрашных воинов, немедленно смывающих любое оскорбление кровью. Вот и всё "не угодили".

> А чем евреи не угодили другим народам? Да просто тем, что воевать против них ЛЕГКО.

То-то арабы сколько уже лет пытаются загнобить Израиль, и ничегошеньки не выходит.

re: "Скажем, в 10-13 лет ....

"Скажем, в 10-13 лет дети одинаково открыты ко всему, в них еще живы все таланты и способности, которыми бог их наградил при рождении."

Именно про это Марк Перельман написал серьезную статью, которую "одобрял" А.Д. Сахаров))))!!!!~

http://www.markperelman.com/misc/formirovanie%20mentaliteta.pdf
Марк Е.Перельман, Мирон Я.Амусья
http://berkovich-zametki.com/Nomer23/Perelman1.htm
http://berkovich-zametki.com/Nomer24/Perelman1.htm
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА
ЧЕЛОВЕКА
КАК И КОГДА В ПОДСОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СТИЛЬ
МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРУЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙИ, В
ЧАСТНОСТИ, СКЛОННОСТЬ К ТЕРРОРИЗМУ
(Ин-т физики им. Дж.Рака, Еврейский ун -т в Иерусалиме)
Часть 1. ВОЗРАСТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
.....

Re: "Скажем, в 10-13 лет ....

Спасибо, Рома, просмотрел по-быстрому, в субботу-воскресенье почитаю внимательно.

(Deleted comment)
Добрый вечер!

Я посмотрю эту лосевскую лекцию в субботу или воскресенье, и потом отвечу, ОК?

Кстати, если не секрет, как вас зовут?

(Deleted comment)
Михаил спасибо за ответ!
Но все-таки там должно быть что-то еще, кроме научной фантастики и олимпиад :) впрочем, я наверное как всегда усложняю :)
Просто у меня есть знакомое семейство и они уже четвертое поколение воспроизводят людей с академической и научной карьерой. Без сбоев, у всех КФМН или докторская. И я недавно смотрела как они воспитывают самого младшего мальчика (4 года) и подметила вот что: когда он пытался вступить в какое-то непосредственное исследование мира - потрогать кота или побежать по лужайке оба родителя тут же вскидывались в предупреждениями, предостережениями и настойчивыми советами этого не делать. Т е по факту, ребенок получал запрет на непосредственное взаимодействие с миром. А теритические изыскания, научные наоборот поощерялись.
Не здесь ли собака зарыта?

Maша! Я бы не согласился с вашими знакомыми. Маленькие дети очень любопытны, им хочется исследовать мир своими руками. И это замечательно, это только хорошо, и как мне кажется помогает им вырасти с неубитым любопытством. Как мне кажется, детей можно и нужно слегка направлять, но не надо давить их индивидуальность. В пределах того, что они могут понять, насо с ними разговаривать как со взрослыми, оставляя им выбор.
Например, "что ты хочешь делать перед сном: смотреть или мультик или чтобы я тебе почитала?" Или попозже: "хочешь чтобы мы сегодня пошли в музей науки или построили башню или посадили цветок?"

Как-то так, ИМХО.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account