Previous Entry Share Next Entry
Одержимые идеей. 3
traveller2
Unknown

Продолжение. Предыдущий фрагмент см. в http://traveller2.livejournal.com/378018.html

Меня несколько удивило, что Эрвин Марквит мягко говоря нелогично описывает финансовое положение своей семьи. С одной стороны, он неоднократно подчеркивает, что жили они очень бедно. Из-за частых задержек с квартплатой хозяева жилья их выселяли, и раз в год а то и чаще им приходилось менять квартиры, а вместе с квартирой и школы.

Школы были всегда бесплатные, принадлежащие муниципалитету, а позднее Эрвин пошел учиться в университет, где с него не брали ни копейки, CCNY (City College of New York. Он существует и поныне). Это вполне соответствует тому, что его мать Эдна не работала, а отец работал закройщиком спорадически, от случая к случаю, в те времена, когда не было особой партийной активности.

При все при том, в 1931 году им удалось перебраться в кооператив, о котором речь будет идти ниже в пространной цитате. Это сейчас Бронкс - проблемный район, а тогда он был весьма престижным, с прекрасными школами, откуда вышел не один Нобелевский лауреат. Строительство такого кооператива должно было стоить огромных денег. И квартплата должна была бы быть непосильной для бедной семьи. У меня зародилось подозрение, что строительство финансировал Сталин через Коминтерн, и наверное были также и дополнительные вливания из Москвы. Или в конце 1920х - начале 30х у Сталина еще не было таких денег и такого влияния на Коминтерн?… Не знаю, что и сказать. Так или иначе, вскоре после того как Марквитов оттуда изгнали (см. цитату ниже), они купили двухэтажный дом. Сами они жили на 2-ом этаже, а первый сдавали. Никаких пояснений откуда взялись деньги на покупку Эрвин не дает.

Ну а теперь обещанная цитата:

“Примерно в 1931 году мы мы переехали в кооперативе рабочих известный как "Coops”. Этот кооператив состоящий из нескольких зданий, объединенных тремя просторными дворами, был предназначен для семисот семей членов и сторонников Коммунистической партии. Он был расположен в Восточном Бронксе и занимал более двух кварталов от парка Бронкс на востоке до Allerton Avenue на юге. […] Избранное правление кооператива несло ответственность за всех членов в обмен на невмешательство мэрии в идеологические дела колонии. Правление в частности имело контроль над заполнением открывшихся вакансий, и обладало властью, позволяющей исключить тех членов кооператива, чье поведение считалось разрушительным для идеологической ткани колонии.
Один из директоров кооператива, а именно директор по культуре, (эта была должность на полный рабочий день) организовывал широкие образовательные и культурные программы для каждой возрастной группы. "Coops" ​​стал настоящим центром культуры для рабочего класса.

[…] В то время я вступил в пионеры. Моя первая задача была приобрести пионерскую форму, которая в то время стоила около полутора долларов (24 доллара в нынешних ценах). Большинство родителей “Coop”а не могли позволить себе такую трату. Нам выдали обычные суповые банки с прорезью на верхней части, в которые можно было собирать монеты. Мы стали просить монеты у прохожих. Мое любимое время и место для этой процедуры было от 5 до 6 вечера у выхода из станции метро Allerton Avenue. Большинство людей, приезжающих по этой линии метро направлялись домой в “Coops". Мое обычное обращение было "Мистер,” (или «товарищ,») «пожалуйста, помогите пионеру купить пионерскую форму”. За несколько дней я набрал требуемую сумму.
Всякий раз, когда мы выстраивались на линейку, наш вожатый кричал: ” Пионеры, вы готовы?" Мы отдавали пионерский салют и кричали в ответ хором: "Всегда готовы! "

В начале 1935 года, мой отец на одном из собраний сказал, что коммунистическая партия должна поддержать переизбрание Рузвельта в 1936 году. Эта его точка зрения была преждевременной. Компартия США тогда так не думала. К сожалению, она следовала в то время некоторым образцам из не самой лучшей практики Советского Союза. Отклонение Лео от линии партии сделало его мишенью - его обвинили в белом шовинизме и […] исключили из партии.

Это перевернуло жизни семьи с ног на голову. Мы были выселены из кооператива и были вынуждены переехать в другую квартиру на Allerton Avenue, 695.

Чуть позднее была знаменитая речь Дмитрова на Седьмом Всемирном конгрессе Коммунистического Интернационала с призывом к народному фронту против фашизма. После нее Компартия США поддержала переизбрание Рузвельта на выборах 1936 г., несмотря на то, что у нее был и свой кандидат на выборах, Уильям З. Фостер.

Обратно в "Coops" нам вернуться все равно не разрешили.”

  • 1
Интересно, что милостыню просить на пионерскую форму было комильфо, а заработать на нее мытьем тарелок - по-видимому нет.

Да там много чего... интересно.

Ужасно интересно читать. Видимо, действуют те же психологические механизмы, из-за которых люди с упоением смотрят на уродства.

Это присутствует. Застала в юности свидетелей тех времен. Никогда не забуду, как вдова младшего брата Варейкиса, лишенная диплома биофака МГУ (ее муж успел умереть от рака в 1936, а Иосиф Варейкис - предшественник Калинина на посту председателя ВЦИК и сталинский прихвостень, был растрелян в 1937)и ее знакомая из Коминтерна, репрессированная как шпионка уже после войны, рассорились до конца жизни по идеологическим вопросам партийного строительства. Им в это время было примерно по 73 года.

Насчет финансирования кооператива. Это могли быть американские бизнесмены, заинтересованные в сотрудничестве с СССР и предложившие себя таким способом. Распродажа Эрмитажа произошла позже, в 1932-34 годах.

Мало вероятно. В отличие от русских промышленников (типа Морозова), которые финансировали "революционеров" потому что ненавидели монархию, американские промышленники никаких иллюзий по отношению к коммунистам не питали, и государственное устройство их вполне устраивало. Не могу представить, чтобы даже самые левые из богачей в Америке снабжали деньгами коммунистов.

Очень интересно!хотя меня и тошнит от этих всех коммунистов, особенно почему-то западных. Очень хочется всех их сослать в сталинскую Россию... Ещё очень интересно про "Coops" и Allerton Ave., была там, в парке гуляла, живу недалеко.... Очень интересная история. И наверное поучительная.....

А на счет сбора милостыни на пионерскую форму, так вот такое сама лично наблюдала в Париже. Там скауты тоже в банки деньги клянчили. Меня это потрясло и страшно возмутило! Я бы запретила своему ребенку клянчить деньги. Нет, чтобы организовать с детьми какой-нибудь кружок, что-нибудь производить и продавать, или ещё что-нибудь придумать!

Лена, тут даже спорить не о чем: коммунистическая идеология - абсолютное зло, низводящая всех людей до статуса рабов.

Часто вижу школьников/ниц летом зарабатывающих деньги мытьем машин. Правда Эрвин Марквит пишет, что иногда он подрабатывал продавая газеты. Но видно, что и попрошайничать не гнушался. Дла "правого дела"!

А читаю этот мемуар (урывками) из исторического интереса. Почти как книгу по этнографии слаборазвитых народов.

Очень интересно читать. Но осуждения не разделяю. Если в этом повествовании все слова коммунистической идеологии заменить на аналоги религизной идеологии, то мы получим вполне "нормальную" историю "очень религионой семьи". Будет ли наше неприятие столь же бурным? Чем коммунизм хуже хрестианства? (Ох, щас меня побъют!)))

Коммунизм сходен не с религией, а с "тенью религии".
Важного в религии в коммунизме нет и следа

А, ну вот и ответ про опасности отклонения от генеральной линии. Их же из квартиры в итоге выгнали. Наверняка и раньше подобные проблемы могли быть, особенно если отец большую часть времени занимался политической деятельностью и жили на партийные средства. Оказалось, что и от генеральной линии он все-таки отклонялся. Так что слова из предыдущей серии - это, скорее всего, интерпретация сына, которая появилась после этих неприятностей. То есть он не мог принять для себя противоречий во взглядах своего отца и своей партии, поэтому и написал, что отец никогда не отклонялся, а когда, все-таки, отклонялся - это из-за предвидения будущих колебаний курса.

Наверное, вы правы. Там я еще нашел похожие фрагменты. Позже приведу один из них.

Или в конце 1920х - начале 30х у Сталина еще не было таких денег и такого влияния на Коминтерн?…

Я думаю, дело как раз в обратном: в конце 20-х Сталин ещё не до конца взял власть в свои руки, поэтому Коминтерн всё ещё купался в деньгах и мог тратить их на такие вот идеологические прожекты. До 1926-го Коминтерном заведовал Зиновьев, одержимый идеалом мировой революции возможностью распределять колоссальные средства, ни перед кем не отчитываясь. После него Коминтерном командовал Бухарин, недолго. И уж только затем Сталин, разобравшись с троцкистами, взялся за Коминтерн, после чего невероятные денежные вливания в коммунистические партии других стран значительно уменьшились.

Вот это мне кажется вполне вероятной гипотезой. Спасибо. Значит, Зиновьев!

Спасибо, очень познавательно. Но действительно, это просто картинки из жизни очень религиозной семьи. Мемуары о детстве в квартале садмаров не сильно бы отличались.

А уже ответил Акме. Спциально для вас еще раз: согласен.

"Коммунизм как идеология и есть (недоразвитая) религия, поскольку никакому рациональному осознанию не поддается. Почему недоразвитая? Основные религии существуют уже тысячи лет, потому что они оказались достаточно гибкими и не слишком конкретными. Коммунистическая идеология жестко и слишком конкретно привязана к реалиям конца 19 - 20 веков. Кроме того, в отличие от христианства, она не дает ничего нового в моральном плане. Коммунистическая идеология не проживет и двух столетий.

Вы правы: можно читать историю какой-нибудь талибской семьи из Афганистана, а можно и эту. Уровень фанатизма примерно одинаковый. Но эту историю мне читать интереснее…"

Оказалось, что кооператив - довольно известный комплекс, входит в реестр исторических зданий.

Вот тут есть немного про жизнь в нем: http://bronxbohemian.wordpress.com/2009/04/27/finding-utopia-in-the-bronx/ , в частности упоминается, что люди вкладывали в строительство свои накопления, но денег все равно не хватило, поэтому пришлось взять кредит и в итоге кооператив не смог его выплатить.
На момент строительства Бронкс не был престижным районом, земля там была дешевая, поэтому и строили кооперативы. Их было четыре, помимо Allerton Coops: "The other three cooperatives were: The Amalgamated, largely Socialist, Sholem Aleichem Houses, founded by Yiddishists, was divided between Communists and Socialists, the Farband was Labor-Zionist".
Для обсуждения вопросов в кооперативе использовался идиш, занятия с детьми после школы тоже были на идиш.

Еще интересный момент про белый шовинизм - в этом кооперативе была группа черных жильцов, для того времени чуть ли не первый подобный случай. Естественно это вызывало много споров, так что реальная ситуация с исключением из кооператива могла быть не совсем такой, как написано в воспоминаниях.

Почему-то вспомнилась грустная шутка, которая не совсем шутка, так, отрывок из кухонного разговора между (д)едушкой и (п)апой, на следующий день после ГКЧП - тогда по телевизору показывали, как в Москве утаскивали с площади тов. Дзержинского, да и у нас в Киеве было не вполне спокойно: с пилонов моста Патона сдирали советские гербы, на Октябрьскую, сейчас - тот самый Майдан, насильно завели каких-то бывших секретарей горкома ...

Почти дословно.

(д) - Мне и эти совсем не нравятся. Совсем.
(п) - Ну, отчего же?
- Те, что уходят, не давали жить другим. А эти сами себе жить не дадут. Ещё хуже.
- Ой, папа, я Вас прошу, Вам вообще никто не по душе...
- А тебе, значит, по душе?
- Ну, может, будет лучше. А по-Вашему-то как правильно?
- Фашистов на рудники, коммунистов на лесоповал, капиталистов, этих всех новых, сортиры чистить...
- И кто тогда останется?
- Не знаю...

История показала, что через 23 года все вернулось на круги своя...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account