Previous Entry Share Next Entry
Как я чуть было не стал сценаристом...
traveller2
Эпиграф:
Mеня давно занимает вопрос - насколько устойчиво течение жизни? Как зависит оно от принятых нами решений и выбранных путей? Кажется что почти всегда зависимость эта слабая и кратковременная, как бы мы ни гордились нашим предвидением. Но есть и особые точки, когда линия нашей судьбы разветвляется и выбор решает все…

А. Поляков



***

Вскоре после приезда в Америку я познакомился с одним голливудским сценаристом. Настоящим. Рон - так я буду его называть - написал множество сценариев. Всерьез успешным был лишь один, по которому был снят фильм, получивший премии на международных кинофестивалях. Ну а Рон получил миллион долларов…

Другие его сценарии, если и покупались (нечасто), то какими-то “левыми” компаниями в основном в Латинской Америке, за 5 - 10 тысяч долларов. Почему так, я понял намного позже, а тогда не понимал.

Как-то за ужином в Лос-Анджелесе Рон сказал мне:

— Давай напишем вместе сценарий. Ты придумай канву, чтобы там была наука, детектив и любовная линия, а я потом разработаю детали, диалоги, и все остальное, что необходимо для хорошего сценария. Получим миллион и разделим его пополам!

Я ответил, что подумаю. Вскоре после этого мне надо было ехать в Германию, в университет Эрлангена-Нюренберга, на два месяца. Эрланген - небольшой город, почти пригород Нюренберга, каких сотни в южной Германии, известный только своей университетской клиникой и штаб-квартирой Сименса.

Слева: физфак в лесу; в середине: главное (историческое) здание университета Эрлангена-Нюрнберга в центре Эрлангена; справа: Нюрнберг.



Новые корпуса университета расположены в лесу, на полпути из Эрлангена в Нюренберг. Рядом университетский гастхаус, в котором мне дали большую квартиру на двух этажах. Тогда я еще ездил иногда без Риты, и одиночество в огромной квартире меня угнетало. Поэтому на первом этаже я вообще практически не показывался.

В первый приезд в Эрланген я останавливался в “Маленьком отеле напротив театра” (это его буквальное название). Это здание было построено в 16 веке.



Лес напротив кампуса когда-то был танковым полигоном при американской военной базе. Когда Советский Союз развалился, базу свернули, и все военнослужащие вернулись домой. В освободившиеся дома типа пятиэтажек селили (временно) советских немцев только что репатриировавшихся на историческую родину из Казахстана. Поэтому гулять в округе поздним вечером не рекомендовалось.

К тому же та зима выпала необычайно холодной для северной Баварии. За окном температура иногда опускалась до -15℃. На выходные я арендовал машину и ездил по Баварии, а по вечерам мне делать было совершенно нечего. И тут я вспомнил о разговоре с Роном.

Главного героя будущего сценария я решил “списать” со своего аспиранта Фрэнка. Фрэнк был замечательный парень - высокий, симпатичный, веселый. Из глубинки. Настоящий американец. У него было три страсти в жизни (не знаю в каком порядке): футбол, физика, и девушки-японки. На неяпонок он, как мне кажется, внимания не обращал.

Фрэнк сейчас



С главной героиней было сложнее. Я решил сделать ее японкой. Восточный внутренний мир - мир непонятного. Поразмыслив, я вспомнил, что у меня есть хорошая знакомая - китаянка, и значит можно будет ей писать и задавать вопросы.



Итак, канва…

Университетский кампус, счастливый Фрэнк увлечен работой в своей небольшой лаборатории. Кажется, к нему пришла удача. Наткнулся на неизвестный процесс, на основе которого можно сделать электро-аккумулятор, дешевле в производстве и лучше чем двигатель внутреннего сгорания. (Напомню, мой “сценарий” писался 20 лет назад, задолго до Приуса и Теслы). Еще один последний эксперимент для проверки, и Фрэнк сообщит о своей находке всему миру на большой конференции, но первым делом надо поделиться такой радостью с женой.

Приезжает домой. Жена, не дав ему открыть рот: “Мне надоело проводить все вечера одной, ты думаешь только о себе. Меня раздражает твоя дурацкая рассеянность, шутки невпопад, как ты выбираешь ресторан, в котором мы всегда ужинаем, как ты одеваешься…Все в тебе меня раздражает. Я ухожу, позже мой адвокат тебе позвонит…”

Фрэнк убит. Ничего не понимает. Ему казалось, что их любовь столь же свежа, как и пять лет назад, когда они решили строить жизнь вместе…

***

Неделю спустя. Фрэнк в своей лесной хижине у озера пытается переосмыслить прошлое, найти тот момент, когда жена стала от него удаляться. В памяти мелькает полузабытое. Лаборатория Фрэнка закрыта до сентября.

***

Фрэнк в лаборатории. Все валится из рук, работа не идет… Получает письмо от японской аспирантки (Норико). “Я работаю над диссертацией в вашей области, - пишет Норико, - и читала ваши статьи. Недавно я получила стипендию, и хотела бы приехать на полгода в ваш университет, чтобы поработать с вами.”

Фрэнк не хочет, чтобы кто-либо узнал, что в данный момент он не в состоянии довести простой эксперимент до конца. Но потом решает, что может быть приезд аспирантки поможет ему выйти из депрессии.

***

Неназванная организация в неназванной нефтедобывающей стране. Хотя Фрэнк и не поехал на конференцию, слухи о его открытии, грозящем резким спадом спроса на нефть, просочились. Руководитель организации созывает секретное совещание экспертов, чтобы обсудить вопрос, что делать. Эксперты приходят к выводу, что прежде всего надо выяснить, насколько близко Фрэнк подошел к решению задачи. Один из них говорит: “Я знаю одну японскую аспирантку, которая работает в этой области. Ее отец в крупных долгах. Если мы ей хорошо заплатим, возможно, она согласится…”
“Хорошо, - говорит руководитель, - ну а если окажется, что дешевый электромобиль уже на пороге?”
“Тогда мы его на этот порог не пустим. Но ей об этой части операции мы, разумеется, ничего не скажем. Убрать Фрэнка - наша работа.”

***

Дальше, мой дорогой читатель, ты и сам можешь представить развитие событий. Начинается любовная линия Фрэнк-Норико. Его эксперимент продвигается быстрыми темпами. Норико узнает о процессе, на который наткнулся Фрэнк в своей лаборатории. Он сообщает ей, что через два месяца собирается опубликовать все свои результаты. Норико передает все что узнала, в неназванную организацию в неназванной нефтедобывающей стране. Собирается уезжать, и … не может. Понимает, что всерьез полюбила Фрэнка.

Еще несколько дней с ним…

И тут начинаются странные вещи. Она догадывается, что Фрэнка собираются убить, хотя он сам еще об этом не догадался.

***

Норико признается в своем предательстве … ну и т.д.

Я написал страниц 20-25, и отослал Рону в Лос Анджелес. Он ответил мне, что материал получил, зарегестрировал его в архиве Голливуда (чтобы идею никто не украл), и приступил к работе.
Больше я от него ничего не слышал…

Только намного позднее я понял, почему. Получив свой миллион и покрутившись в голливудских кругах, Рон резко полевел. Тем более, что миллион вскоре обнулился... Полевел до полного абсурда. И по-видимому решил, что героями его сценариев могут быть только люди из “underclass”, деклассированные элементы из общественных низов. Один из сценариев, который он продал в Латинскую Америку, кажется за пять тыс., как проклятые медики в Лос Анджелесе воровали детей, собирали их в концлагере в Монтане, а потом продавали больным арабским шейхам для “разборки” на органы, а некий благородный бомж их разоблачил и освободил всех детей.

Вот так я не стал сценаристом.


  • 1
Вот как деньги портят людей! :)

Деньги портят людей, которые готовы быть испорченными. Разве не так?

зато фотографии красивые.

Так и городишко милый, как почти все небольшие городки в Германии, особенно в Баварии.
Ухоженный до предела.

закопали талант,Миша:( А сколько Оскаров можно было получить!

А где-то в Нюрнбегском пригороде есть небольшая фабричка, которую хотелось посетить.Там делают мои любимые карандаши Faber Castell.
Френк симпатичный,и жена его японская, но их дитя просто умиление в степени.

Спасибо, Таня! Но разве можно променять мою спокойную работу на голливудский муравейник, где все друг друга едят?

О Faber Castell ничего не слышал. Впрочем, я не интересовался. Как я уже писал, главные достопримечательности Эрлангена - клиника и Симменс. Еще в начале 20-го века (кажется) Ленин там замутил какую-то марксистскую конференцию. Но это уж точно меня не итересовало.

А ребеночек супер, сейчас у них уже два!

ой Миша, мне даже смешно

Вы там высоко витаете в теретичских эмпиреях и оторвались от борьбы за существование. Вот написать бы как начальник Фрэнка за гранты бьется, какие там интриги на стади секшн, какая там подковерная борьба не на жизнь, а на смерть. Вот триллер! А вы поддались на происки голливуда.

Какой аспирант? Какой электромобиль? Аспирант чихнуть не может без благословения пиая, который деньги дает. В науке же чисто феодализм, и все что аспирант сделает - соbтвенность пиая. Какой доклад на конференции об изобретении? отдел интеллектуальной собственности, завлаб и аспирант сразу же подпишут бумагу о переходе открытия в собственность организации и прикрытии коммуникации.

Френка надо убрать? - нет ничего проще, придержите грант его пиаю. Какая шпионка-японка, кто ее пустит в лабу, начальник решает, кормить ли лишний посдоковский рот и ее референсы перепроверит раз тридцать, чтобы выжать все. Вот и все дела. Шпионы этим волкам и в подметки не годятся. Вот вам и капреализм.

Думаете, у Миши никогда не было аспирантов? ;)

:))) а сценарий ничё - вполне...:))

По крайней мере, когда я его писал потихоньку каждый вечер, было занятно.

а может быть всё же сняли фильм по вашему сценарию ?

Я ничего не слышал. если бы сняли, наверное я бы узнал...

"Все, что человек хочет, непременно сбудется. А если не сбудется, то и желания не было. А если сбудется не то - разочарование только кажущееся, сбылось именно то." А. Блок

Дело не в Роне. Не хотели Вы быть сценаристом - во всяком случае, гораздо меньше, чем физиком.

Я, может, уже приводила здесь эту цитату? Я её часто вспоминаю.

Конечно, я занимался "сценарием" как развлечением, а не как основной работой. Просто по вечерам нечего было делать.
Разве можно променять мою спокойную работу на голливудский муравейник, где все друг друга едят?

А. Поляков -физик?

Да, Маша, Саша Поляков - теоретик в Принстоне. Звезда.

Занимательная история! В этих случаях главное, что бы экранизация была не третьесортным браком. Ведь сколько отличных идей покрываются плесенью из-за штампованных приемов режиссуры, постановки кадра и прочих деталей кино.

Спасибо за комплимент. До экранизации не дошло. Вот если бы Спилберг....

Очень понравилось. Полагаю, однако, что настоящие нефтяные компании попытались бы для начала купить изобретение/патент. Так что надо придумать почему главный герой ни за что не согласен был его продать. :)

Ну это как раз легко понять. Такой идеалист как Фрэнк конечно же хотел бы осчастливить человечество, а не похоронить свое изобретение даже за большие деньги...😄

Самое смешное, что моя рукопись где-то валятся в шкафу...

А вообще-то, у меня другой вопрос - а чего-это от него уходит жена?
Ну то есть он только что получил профессорскую должность ( то есть в первый раз за ~10 лет он начал получать зарплату, а не издевательское пособие за гениальность, установленное нашим государством, на которое можно себе позволить лишь трехразовое питание - понедельник-среда-пятница) и, в принципе, все). Ей не нравится, какой ресторан он выбирает? Ну до этого он выбирал, в лучшем случае, пакетик чипсов в автомате, поэтому по поводу выбора ресторанов я бы не особенно выступала. У меня один из бывших мужей был физик-экспериментатор, я об условиях жизни знаю не-понаслышке. Он уже давно, как профессор, но я уверена, что у него дома до сих пор стоит футон, выбранный мной при его переезде и Бостон в 1997 году. Так что если жена решила сейчас начать бочку катить, то у нее немного замедленная реакция.
То есть или жену надо 1) убить, 2) придумать ей любовника (или студента, или декана университета, дабы было более оскорбительно), или ее вообще никогда не должно было существовать. Вообще-то, он мог или никогда ни с кем не встречаться (обычная история), или быть латентным гомосексуалистом. В силу извращенности воображения, второй вариант мне больше нравится.
И вообще надо менять интригу. То есть он утверждает, что придумал новый двигатель. Все хлопают в ладоши, все счастливы. Он основывает старт-ап, все бегают в восторге и верещании. Поднимаются ВС деньги, строится новое здание на кампусе, какой-нибудь бывший выпускник с дури кидает сто миллионов (если школа не частная - то поменьше), все на мази, глава тек трансфера этого университета покупает себу ламбургини в кредит. И тут оказывается -хопа- а ничего, простите, не работает. И вот-тут то и начинают разворачивается детектив.

А дальше перед сценаристом будет стоять серьезная задача (мне только что сказали, что опять надо будет работать все выходные, поэтому желание что либо делать на работе убили на корню) - так вот, если мы все де считаем, что Дэйв -человек благородный, то его кто-то подставил, или саботировал его результаты. И тогда будет закручиваться сложная история с тем, кто же это. И можно сделать очень интересную психологическую драму.
Если же он рядовой мерзавец, то можно слелать боевичок со взрывами, как он старается не быть разоблаченным. В общем, пространства разбежаться перу хоть отбавляй!

Maша, я чувствую, что идея вас задела. Это приятно. На самом деле, в своем изложении я канву чуть упростил. На 20 страницах больше поместилось. По задумке он - человек благородный, идеалист.

Насчет женской линии, тут я признаю, мог и не доработать. Мотивация ее ухода, наверное, должна быть более сильной. Но я знаю один случай, когда жена бросила мужа-физика (успешного), потому что он слишком много времени проводил в лаборатории.

Вообще-то я чувствую, что если бы мы вдвоем взялись за дело - вы и я - у нас мог бы получиться бестселлер, как у Ильфа и Петрова! :)

http://en.m.wikipedia.org/wiki/Chain_Reaction_(film)

Вот случайно нашлось. Это несколько другое, конечно, но не совсем.


http://en.m.wikipedia.org/wiki/Chain_Reaction_(film)

Вы правы, судя по описанию похоже. Судя по описанию - экшн, причем левацкий. Не мое стена...

Спасибо за коммент.

Да, нам надо будет непременно этим заняться на досуге!

У меня совсем недавно перед глазами был случай, что жена не уходила от мужа-химика, после того, как он получил свою первую позицию, притом и химик-то он не особенно успешный, и откровенно изменял ей с китайской любовницей, которой обещал целыми днями уйти от жены. Люди, конечно же, разные, но женщины редко уходят в "никуда" оттого, что кто-то проводит много времени на работе - он же не стал больше времени проводить, он же всегда столько работал. Скорее всего, было куда идти, а для полит-корректности представлялась более миролюбивая версия.


Тут ещё от жанра зависит. Если это "зверино-серьёзный" фильм - одна ситуация. Если что-то вроде остросюжетной романтической комедии - другая. Во всяком случае - думаю, что у Вашей задумки есть большой комедийный "потенциал". Кроме того - так гораздо проще устранить нестыковки с сюжетом и характерами персонажей.
В качестве подтверждения своих слов попробую немножко дать волю фантазии:
Во-первых - причина кагбэ внезапного ухода жены от главного героя будет совершенно очевидна зрителю, если герой - не "средний человек", а классический невротик-недотёпа, совершенно не приспособленный к быту, - в то время как жена настолько устала от его феерического недотёпства и раздолбайства, что готова скорее остаться одна, нежели дальше жить с таким мужем. (Хотя, будучи человеком глубоко практичным, к моменту ухода она наверняка уже присмотрела себе нового супруга.)
Их неспособность ужиться можно усилить какой-нибудь характерной деталькой. Допустим, что герой с детства боится собак. Тогда у его стервозной жены обязательно должна быть мелкая злобная собачонка, не ладящая с ним (что-то вроде чихуахуа или пекинеса). Также хорошо, если собака - также не крупная, но умная, воспитанная и ласковая - будет и у японки (такса, пудель, тот же пекинес или, на худой конец, щенок сеттера). Заметим, что раз лаборатория героя закрыта - его первую встречу с только-только прибывшей аспиранткой можно легко перенести куда-нибудь в людное место; а если собачка служила бы главной приметой, по которой он должен был бы узнать приехавшую, - занятная могла бы получиться сценка, учитывая его страх!). Ну а президенту компании сам бог велел иметь лабрадора с протокольной мордой, никогда не расстающегося с хозяином (такая аллюзия получилась бы!).
Во-вторых - со злодеями тоже есть куда развивать. Допустим, тот же президент неназванной компании - властный эксцентричный тип с комплексом неполноценности - заставляет своих ближайших подчинённых хвалить себя и подражать себе во всём (вплоть до заведения собак той же породы, что у него); кроме того - он перманентно шпионит за ними и в курсе всех их домашних дел (что доставляет ему несказанное удовольствие). Разумеется, он - бывший высокопоставленный ГБшник.
В-третьих - можно "проехаться" и по действительности этой неназванной страны. Например - в гротескном виде показать коррупцию и "понятия", согласно которым живёт неназванная (разумеется, де-факто государственная) компания, наряду со всем прочим населением указанной страны. Так, было бы любопытно (через диалоги) попробовать показать, как в Совет директоров компании по блату попадают совершенно сторонние лица (дети крупных чиновников, сами эти чиновники и проч.). Или как тот же Совет директоров всерьёз обсуждает, дать ли "на лапу" такому-то высокопоставленному лицу или нет. Или, раз Вы хотите, чтобы героев пытались убить, - пусть к ним посылают парочку киллеров, бывших офицеров силовых структур, а один из них, внезапно оказавшись совершенно никудышным киллером, начинает оправдываться перед напарником и в конце концов признаётся ему, что и на свою нынешнюю работу, и ранее в "органы" попал нечестным путём.
Ну вот так примерно. Конечно, комедия - жанр не из лёгких (шутки же надо придумывать!), но если в таком ключе бы развить Ваш сценарий - могло б неплохо сойти... :)

Edited at 2015-01-19 01:04 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account