Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
traveller2
Все. Семестр закончен, последняя лекция прочитана, отметки выставлены! Можно, наконец, передохнуть и прийти в себя. Впереди - цыганская летняя жизнь, целых четыре месяца!

Есть такая замечательная пианистка Лена Кушнерова. Половину года она живет в Германии, в Баден-Бадене, половину - в Нью-Йорке. И не просто в Нью-Йорке, а на Манхеттене, и не просто на Манхеттене, а в самой лучшей его части. Если у вас есть возможность пойти на ее выступление, не упустите шанса. Да, забыл, еще она ежегодно ездит в Японию, где у нее много любящих ее учеников и учениц.



Лена пишет рассказы, о своей жизни. Я бы назвал их обобщенно "Оптимистические наброски". Недавно я прочел рассказ "Концертное платье".



Из него я узнал, что правильно подобранное концертное платье необходимо для вдохновения. И еще: даже самый опытный исполнитель перед концертом хоть немного, да волнуется.

Это было для меня очень важно. Раньше я считал себя ненормальным. За последние 25 лет я прочел около полутора тысяч лекций. И каждый раз перед тем, как войти в аудиторию, у меня возникает какой-то эмоциональный всплеск, который достигает максимума к концу лекции. Казалось бы, больше дело - полтора часа у доски, предмет знаком сверху донизу. Практически, наизусть. А все равно, за полтора часа устаешь, как будто бы вагон угля разгрузил.

В общем, я думал, что я (как бы это помягче сказать) не вполне нормальный. Но если это - общее явление, тогда все ОК!

  • 1
это правда - в конце удачно прочитанной лекции удивительный эмоциональный всплеск. И я часто бегу сразу что-нибудь важное и трудное сделать, пока high. А потом crush.

Именно так: high and total crush. Неуправляемо.

Не анализировала свои отношения с лекциями глубоко, действительно, они в каком-то смысле они придают сил, а в каком-то - выматывают. Знаю, что в моей жизни, полной разных неприятностей и волнений, чтение лекций - единственное занятие, которое способно заставить меня забыть совершенно обо всем.

Миша! Во-первых, спасибо за пост. Я очень тронута!
Во-вторых, поздравляю с окончанием семестра.
В- третьих, волнение перед концертом – дело нормальное. Есть выдающиеся музыканты, которые просто срташно страдают перед выходом на сцену, есть – которые просто волнуются, и есть несколько феноменов, их все знают, можно пересчитать на пальцах одной руки, которые совсем не волнуются... Но как достичь эмоционального накала, если адреналин вообще не поступает в кровь? Не знаю. С другой стороны, желательно, чтобы волнение всё же не мешало. Вот это мастерство!

Ой, а я помню только одного гения, который не то что не волновался, но удивлялся тому, почему перед выходом к аудитории можно волноваться. Речь о моём любимом Иегуди Менухине. Других, к сожалению не знаю ...

Да, а Мише, как всегда, спасибо!

Помните следующее место?

Я знаю, о чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и
чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть
аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное "в
прошлой лекции мы остановились на...", как фразы длинной вереницей вылетают
из моей души и -- пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро,
страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей
речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей,
нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным
представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет
предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить
зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать
дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в
сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо
мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне
прямо в лицо. Цель моя -- победить эту многоголовую гидру. Если я каждую
минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе
разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом.
Это -- бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими
обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость
выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же
быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была
бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко
следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном
порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу
нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения
кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен
осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок
минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится
изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если
оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот.
Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают
поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком,
другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что
внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я
говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза
весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание
освежилось, и я могу продолжать.
Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне
такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь
отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а
существует на самом деле. И я думаю. Геркулес после самого пикантного из
своих подвигов не чувствовал такого сладостного изнеможения, какое переживал
я всякий раз после лекций.

И я о том же, только другими словами. См. ниже.

Не, уставать нормально. Аномалия - это я. Приползаю вконец больная с раскалывающейся головой, в слезах и чихая с рекордной скоростью (кто б зафиксировал - премию от Гиннеса пополам), на честном слове и на одном крыле одном чувстве долга и достижениях современной фармакологии... а через пять (ну, семь) минут лекции - будто и не подыхала вовсе, а наоборот, выспалась и из отпуска. А спад только потом, когда до дома добираешься.


кафедра - как сцена, да
там болезней не бывает )))

и у меня так же. Обожаю студентов!
я не устаю на лекциях, и вообще на занятиях со студентами - не устаю
Я могу быть больная, неспавшая, с дурной башкой, с прострелом в спине, убитая неприятностями и даже если кто-то умер - это такой прилив позитива, когда вокруг дети. Как песню пою. Потом падаю, конечно.

Разумеется во время лекции вы парите, а спад потом. Похоже на наркотик?

Для меня одно из достоинств преподавания - это возможность поактерствовать. Это значит приковать внимание аудитории к материалу (считаю, что рекорд в этой области принадлежит Г. Хазанову - 15 секунд), а потом вести ее по то подымаясь, то опускаясь, то делая круги для лучшего усвоения, то с рассказыванием случаев из практики, иллюстрирующих материал, давая немного расслабиться. Все это делается за счет сценария (последние годы конспект переделывался каждый год с учетом быстрого прогресса в моей области и деградации слушателей), исполнительского мастерства (как актерских качеств, так и методики изложения), чутья настроения подопечных, конечно, суммы знаний. Бывало так, что выходишь в состоянии эйфории, а бывало с ощущением провала. Самое интересное, что меня этому никогда не учили. Считаю, что сыграли какие-то врожденные качества (в семье преподавателей и учителей много). Считаю себя преподавателем на генетическом уровне. Уже мой первый лекционный опыт (курсы для поступающих, аудитория 120 чел.) оказался успешным, т.е. слушатели от других преподавателей стали переходить ко мне.
В дальнейшем прочитать одну лекцию проблемой не было, трудно было потом переключиться за 10 минут перерыва на лабораторные. (У меня доходило до 850 аудиторных часов в семестр. Таковы реалии советского и постсоветского вуза). Но чтобы вы сказали, прочитав 3 лекции подряд по трем разным дисциплинам? У меня такое встречалось примерно раз в 3 года на протяжении целого семестра. Понятно, что после трех лекций сил хватало дойти до дома (как хорошо, что близко жила!) и лечь трупом.

Edited at 2015-05-09 05:49 am (UTC)

------ Но чтобы вы сказали, прочитав 3 лекции подряд по трем разным дисциплинам?

Даже представить не могу.

Почему-то вспомнилось, как мне однажды пришлось (в приватной, спокойной обстановке, за ужином), переводить с французского (школа+ун-т, активный – плохо) на английский и обратно. После ужина почувствовала жуткую усталость.

это совершенно необходимое явление, и даже приятное... Если вдруг я иду на лекцию (раньше) или на экскурсию (теперь) совсем-совсем без волнения - значит, что-то не в порядке )))

Получается жизнь, как пила: вверх-вниз-вверх-вниз... С другой стороны, никогда не скучаешь. Так что есть в этом много положительного заряда.


Есть документарный фильм о пианисте Murray Perahia, "Not of this world", в котором он рассказывает о своём волнении перед концертoм. Кроме того, я помню, в одном из interview Евгений Кисин говорил о том же. Что после десятилетий жизни как концертный пианист это волнение отнюдь не исчезает. Он переживает перед концертами всегда.



Да, в основном все волнуются. Известно, что Артур Рубинштейн не волновался. А Марта Аргерич, например, так волнуется, что готова была себе руки порезать, чтобы отменить выступление. У меня по-разному. Бывает сильное волнение, тогда думаю каждый раз перед выходом: "Зачем мне это надо? И что мне не живётся? В последний раз!" А иногда ничего, удаётся себя уговорить, что ничего не произойдёт, даже если я позорно сыграю.... И ничего, идёшь, как на Голгофу, а потом, на сцене бывает просветление и полёт. Но не всегда, конечно! Зато после концерта, особенно если выложился по полной программе, такое счастье! И не голода и не усталоси. Только через пару часов ты проваливаешься в глубокий колодец. И ночь не спишь, а следющий день вообще ужасен! Часто слёзы и тело болит.... В общем, настоящий отходняк. Вот тут многие с лекциями сравнивают. Ну да, конечно, это может быть немножно наптминает, но на самом деле, лекции читаются, после многих лет преподавания, по материалу уже хорошо известному, и немножко лучше, немножко хуже, ведь читаешь перед студентами, которые тебя знают. А концерт – каждый раз другая публика, другой город, другая страна. И каждый раз тебе надо доказать, что ты достоин тут стоять. Берусь утверждать, что тут значительно больше повода для волнения...

Как человек, тоже имеющий отношение к сцене , могу поделиться своими впечатлениями. Я волновалась и волнуюсь всегда. На зачетах, экзаменах больше всего, на концертах - меньше. Но мое волнение - как примут меня экзаменаторы, комиссия, публика. В себе я более -менее уверена, а вот в других людях - нет. Это, наверное, моя аномалия . Хотеть понравиться. А вот мой брат - скрипач совсем не волнуется. С пяти лет играет и всегда всё в буквальном смысле играючи. Правда он давно играет на концертах по нотам : и в квартете и в оркестре и даже сольные партии с оркестром. Недавно я имела редкую возможность видеть его волнение. У него новый проект - своя группа. Он на скрипке и бас гитаре, девушка-вокалистка и клавишник на синтезаторах. Играют свою собственную музыку. Был первый концерт и когда он взял на сцене в руки бас гитару я его не узнала. это была я за роялем. С пунцовыми щеками, холодными руками, сердцебиением и адреналиновой атакой. Видимо это новый опыт. Поэтому и волнение.

Конечно, если играешь на сцене по нотам, то волнения практически нет. Когда играю камерную музыку и ноты стоят- мне всё ни по чём. А вот сольный концерт на 1,5 часа наизусть – вот тут волнение. И, конечно, 90% волнения, по-видимому, боязнь забыть. Особенно, если новое, или новое с оркестром... Это да! Если занимаешься меньше по какой-то причине, то волнение больше. Но в целом, считаю, что у меня вполне в рамках... Есть люди, всю жизнь жутко волнующиеся...

А вы попробуйте по три пары подряд читать, волнение и пройдет:)))

А эмоциональный подъем бывает, если аудитория заинтересована, тогда - да, ни с чем не сравнимое удовольствие! Но интерес студентов экспоненциально сходит на нет:(( Правда, я научился обходить проблему: читаю лекции самому себе:))))

Я вам сочувствую. Три пары подряд - очень тяжело. Никаких эмоций и гормонов не хватит.

У нас до такого никогда не доходит. Если и бывает (максимум) 2 лекции в один день, то не подряд. Считается, что у математиков очень большая нагрузка. Они читают по два курса каждый семестр. А физиков так не истощают. Уважают. :)

терпеть не могу выступать на публике; я человек приватный, самоупоением на людях не страдаю. чувствую в этом нечто...грязноватое. такой зародыш неронства, что ли.
во втором универе, обучаясь новой профессии, получила небольшой тренинг как делать презентации. удивительно, но помогло моей фобии.
нет, к большим аудиториям я и сейчас не выйду, но человек 15 представителей заказчика развлекаю разговорами вполне профессионально.

фокус в том, чтобы представить себя другим человеком. не актёром, а уже как бы из актёрской реальности - в реальность спокойного уверенного лектора, тигриной походкой выходящего к слушателям.
главное, чтоб не приходилось читать по бумажке. тогда я - опять я, а тигры смотрят на меня из зала.

Edited at 2015-05-09 11:10 am (UTC)

Не понимаю, что есть "грязноватого" в выступлениях на сцене. Есть потребность, призвание. У вас – призвание – не выступать на сцене, и очень хорошо, если вам этого делать не надо. А музыканту, чтобы расти, необходима сцена. Только на сцене проявляются новые вещи, да которых ты дома просто не додумаешься. И потом, актёрство – это такой характер, талант. Либо он есть, либо нет. И, конечно, человеку, который в душе не актёр, не надо выходить на сцену. И всё тут.

Разное волнение бывает. Когда-то, перед своими экзаменами – головой была спокойна (вряд ли будет меньше четверки), а вот остальные органы…Сейчас, перед докладами, отдельно боюсь не уложиться во времени (а учить наизусть не люблю, не то). Когда время не так ограничено (семинары и т.п.) – меньше волнуюсь. Лекции приходится читать нечасто, но когда это на 2 часа – в самом деле, «будто бы вагон угля разгрузил».

Поздравляю с окончанием семестра. 4 месяца вольной жизни – здОрово.

..... но когда это на 2 часа – в самом деле, «будто бы вагон угля разгрузил»....

У меня обычно три раза в неделю: три вагона! :) А вот на семинарах нет таких острых эмоций, хотя подъем все равно есть, но меньше. А казалось бы, все должно быть наоборот :)

Я думаю, это общее явление.


Итак, подведем итог совместных обсуждений. Описываемое явление носит общий характер. Ура!

мне несколько раз в жизни приходилось читать лекции, после этого я очень зауважала такую работу, это действительно тяжело, и как мне кажется все дело в людях, в этот момент вы приковываете к себе внимание многих людей, с одним то человеком устаешь заниматься чем-то, я вот регулярно же объясняю что-то детям и тоже бывает и час и полтора, а с многими это еще тяжелее

С детьми, конечно, тоже непросто, но это совсем другая нагрузка. Например, после дня с внуками я устаю скорее физически, а в эмоциональном плане все прекрасно. А вот после лекций опустошен эмоционально. Физическая усталость приходит позже.

Конечно мы волнуемся!
В том числе и потому, что ответственно относимся)))

Рад, что в результате общего обсуждения, мы все (почти без исключений) пришли к одному и тому же выводу: Описываемое явление носит общий характер. Таким образом, открыли новый закон природы :)

Скажу даже более того: как-то мне пришлось играть в больном состоянии. Было настолько нехорошо, что совсем не волновалась... И подумала, что я сейчас КАААК сыграю! А вышло бледненько...

А у меня ровно наоборот! Играла во всех состояниях: и с высокой температурой, и просто жутко простуженная, и вся в аллергии, и даже со сломанной рукой! Но все эти физические страдания обычно совершенно елиминируют собственно волнение! Это такой невероятный феномен! Обычно играю значительно лучше, бывает, температура падает. А до концерта думаю: вот, либо умру, либо выздоровею...

Между прочим, на нижнем фото я в Пном Пене (Камбоджа) с моим учеником - камбоджийцем, который у меня учился в Японии (в Хиросиме) 10 лет назад. Сейчас он там селебрити, по ТВ часто выступает, и вот он меня пригласил. Это практически первый такого уровня сольный классический концерт там!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account