Previous Entry Share Next Entry
О любви
traveller2
16 июня 1942 года. Принстон. После защиты PhD

From 9/20/2015/FEYNMAN_Sketch


Предыдущий фрагмент см.
http://traveller2.livejournal.com/457070.html

Мой читатель/ница tijd любезно сообщил мне, что избранная переписка Ричарда Файнмана была издана его дочерью Мишель в 2005 году. Я купил эту 500-страничную книгу и начал ее читать. Некоторые письма показались мне поразительными. Попробую перевести их на русский.

Фрагменты июньского (1942 г.) письма, которое Ричард написал матери Люсиль Файнман. Точная дата неизвестна.

24–летний Файнман только что окончил Принстонский университет (защитил PhD) и в предыдущем письме сообщил матери, что собирается жениться на Арлин Гринбаум, с которой он был обручен с 19 лет. Около 1940 г. у Арлин был диагностирован костный туберкулез, что при тогдашней медицине означало смертный приговор. Люсиль ответила сыну письмом, в котором попыталась отговорить его от этого шага. Она писала о большой вероятности его заражения, о возможно непреодолимых препятствиях его карьере как физика, и о стоимости медицинских расходов, которую он не потянет.

Вот несколько фрагментов из письма Ричарда.

Дорогая мама!



Я проконсультировался с профессором Смитом и с нашим университетским доктором. Доктор сказал, что у меня меньше шансов заразиться туберкулезом в санатории, когда я буду навещать Арлин, чем просто на улице. Профессор Смит сказал, что поездки к Арлин никак не могут отразиться на моих студентах, так что никаких препятствий к моей академический карьере не будет.



Если никто сейчас не знает, во что обойдутся медицинские расходы, как можно сказать потяну я их или нет. Можно только гадать, и моя оценка такова, что денег мне хватит. Я не хочу быть просто обрученным с Арлин. Я хочу чтобы на меня легла вся ответственность и груз обязанностей, связанных с браком. Прийти к такому решению мне было совсем нетрудно. Однажды за обедом я вдруг понял, что сижу и напеваю. Я почувствовал, что буду счастлив готовится к нашей совместной жизни. До того как Арлин заболела мы часто говорили с ней о тoм, как будем вместе искать дом или квартиру на съем, как ее обустроить.

Я не боюсь ее родителей. Если они не хотят доверить мне их дочь, пусть скажут об этом открыто прямо сейчас. Если я не смогу с чем-то справиться в будущем, будет уже поздно.



Я действительно хочу жениться на Арлин. Я хочу дать девушке, которую я люблю, то что ей необходимо и чего она хочет, особенно потому что и я хочу того же самого. Я делаю это вовсе не потому, что хочу казаться благородным. Не потому, что при сложившихся обстоятельствах поступить так было бы благородно. И вовсе не потому, что 5 лет назад, когда она была здорова, я дал ей обещание, а сейчас не хочу нарушить его. Все это ерунда. Если бы в течение этих лет я понял бы, что не хочу этого брака, я бы разорвал помолвку. Я не настолько одурманен, чтобы решить все мое будущее, всю жизнь, основываясь на обещании сделанном пять лет назад при совершенно иных обстоятельствах.

Мое решение жениться на Арлин - мое сегодняшнее решение, а не пятилетней давности. Я хочу на ней жениться, потому что люблю ее. Я хочу о ней заботиться, вот и все. Все очень просто.

Я хочу взять на себя ответственность за Арлин, девушку которую я люблю, со всеми неопределенностями, которые нам принесет будущее.

Разумеется у меня есть и другие желания и цели. Одна из них - внести как можно больший вклад в физику. Мне кажется, что это даже более важно, чем моя любовь к Арлин. К счастью, насколько я понимаю, наш брак, если и помешает моей работе, моему самому главному делу в жизни, то лишь в самой минимальной степени. Более того, я не исключаю, что состояние счастья связанное с нашей жизнью с Арлин, ее симпатия и поддержка, помогут мне в работе. ...

Твой сын
Ричард Ф.
PhD

  • 1
Это действительно прекрасно!

Согласен. Очень трогательно.

Какое взвешенное письмо! Какую настойчивость проявляет Файнман, заявляя о своей любви и готовности нести тяжелую ношу! У меня перед глазами пример моего брата. Когда он заявил, что женится на бывшей однокласснице, которая прихрамывала из-за неудачных операций, перенесенных в детстве, с риском в будущем потерять подвижность, мать легла в лежку на месяц, демонстрируя свое несогласие. Плохо то, что брат не "промыл" ей как следует мозги в самом начале, и Наташе помимо нескольких последующих операций (последняя в 2002, когда ей в Минске очень успешно поставили швейцарские суставы) пришлось выдерживать неприятие свекрови десятилетиями.

Как это ни грустно, мне кажется, что такая ситуация была довольно типичной. Я тоже знаю похожие примеры... Увы. Можно конечно, оправдываться тяготами жизни в СССР. Не знаю...

Фейнман -один из тех немногих людей, которые устанавливают столь высокий стандарт, как профессиональный, так и общечеловеческий, что с печалью, но бе зависти, понимаешь собственное "несовершенство." У уж совсем редчайший случай, когда оба качества сочетаются в одном человеке.

Да, согласен. Разумеется, "нормальные" люди бледны по сравнению с ним. Я так рад, что он сразу, в 1966 году, стал моей role model, хотя, разумеется это все равно, что сравнивать себя с солнцем...

Я , дополнительно, учился на контрпримерах. Знаете, когда внучатые племенники Ландау по научной линии пытаются перещеголять самого Дау в хамстве и грубости, не обладая его достоинствами :-)

Арлин же героическая женщина была.

Да, я прочел кое-какие ее письма тоже.

Чистый Ремарк.

Параллель есть, но Фейнман - гораздо больше...

Какой Великий Человек!

Великий Человек...

Спасибо Вам за перевод!

Спасибо, что прочли. Кстати, я видел ваши фото на лошадиной ферме. Замечательно!

Спасибо! Мне ужасно приятно, что Вы за меня так "болеете".

А как же иначе... :)

А письмо, которое он написал Арлин через полтора года после её смерти (и которое нашли в его вещах после его смерти)! Он любил её всю жизнь.

А какой он прекрасный на всех фотографиях, от юношеских до последних, какой взгляд…

Виктория, как раз вчера вечером дочитал до 68 страницы, на которой
это письмо напечатано. Не смог перечитать. Оставил на сегодня.

А его дети от Арлин?

Мой муж такой. Было время, когда я даже полагала, что это правило, а не исключение.

Мне кажется, у него не было детей от Арлин...

Вам очень повезло с мужем. Таких почти не бывает, особенно, в наше время.

В одном человеке столько чудес!

Говорят, что люди, талантливые в че-то талантливы во всем.
Я всегда так думал, но сейчас появилось несколько ярких примеров, которые это опровергают...

знаю, что это меня "маркирует", но не хочу скрывать своей реакции: не на Фейнмана, а на комментарии. "Чудеса"? "Высокий стандарт"?
Фейнман, по моему, поступил нормально. Те, кто ведут себя по-другому - ну...они не стоят обсуждения. А если у комментатора не возник немедленно недоумённый вопрос: "а как ещё, по-вашему, он мог поступить?", то...но я лучше не стану заканчивать свою мысль.


Edited at 2015-10-13 03:03 am (UTC)

With all due respect, я все же не полностью с вами согласен. По крайнем мере в теперешнем мире такое поведение весьма редкое. Мой опыт (возможно нерепрезентативный) показывает, что как правило супруги расстаются из-за гораздо меньшего. Таких примеров мне попадалось много, а вот обратных один-два.

Я не хочу сказать, что Ф. совершил подвиг, это видно и из его письма, ни о каком "подвиге" он не думал, наоборот, для него это было естественно. Но если задать вопрос многие сегодняшние молодые люди так поступили бы, я смело даю ответ -- немногие.

Я не оценивала его письмо с т.зр. редкости такого отношения.
Говорю исключительно о собственном ощущении: это отношение - норма. Норма для меня.
Удивились бы вы, если б такое письмо и такое отношение продемонстрировала женщина? Наверное, нет. Ну так почему относительно мужчин нужно lower expectations?

Разумеется, ничего героического в его любви нет, нет даже и особого благородства. Он же говорит - если бы не любил, давно бы расстался, и её физическое состояние его бы не остановило.
Сравните, напр., с Конан Дойлем - который 9 лет ухаживал за больной женой, будучи страстно влюблённым в другую женщину, и не позволял себе даже подумать об измене; сошлись они только после смерти Туи.
Louise was diagnosed with tuberculosis in 1893 and, although she was only initially given a few months to live, Arthur took great care of her welfare until her death in 1906. He built a substantial new house, Undershaw, at Hindhead in Surrey for the family, as he believed that the air there would be beneficial.[...]
In 1897 Arthur Conan Doyle met a striking younger woman, Jean Leckie, with whom he fell passionately in love. They remained friends for the following decade finally marrying in 1907, a year after Louise’s death.

Edited at 2015-10-13 11:41 pm (UTC)

Верно замечено.

Маркирует. «И тут выхожу я, весь в белом.»

А по-моему, восхищаться прекрасным поступком человека (не исключительным, но и не так чтобы распространенным), это нормально.

laima2001 рассказала о своём брате. А у нас недавно скончался большой учёный и хороший человек. Его вдова рассказала, что, когда они женились, в 25 лет, врачи давали ему три года жизни, и её мама была в шоке. Но им повезло, врачи ошиблись, они прожили вместе 50 лет.

"... восхищаться прекрасным поступком человека (не исключительным, но и не так чтобы распространенным), это нормально..." Я не хочу сказать, что Ф. совершил подвиг, это видно и из его письма, ни о каком "подвиге" он не думал, наоборот, для него это было естественно. Но если задать вопрос многие сегодняшние молодые люди так поступили бы, я смело даю ответ -- немногие.

Я решил, что сегодня приведу его посмертное письмо Арлин. Оно действительно гуляло по интернету, но поскольку конкретной атрибуции не было (т.е. ссылки на источник) я не был полностью уверен в аутентичности. Сегодня вечером сравню перевод с оригиналом.

----я не был полностью уверен в аутентичности

А мне даже как-то и не пришло в голову, что кто-либо мог такое сочинить, несмотря на наши времена, когда столько подделок. Какое-то оно такое естественное, причём в оригинале (который тоже из сети у меня, конечно) еще лучше, чем в переводе.

Был такой биолог, Мечников, тоже, к слову сказать, Нобелевский лауреат. Он тоже женился на смертельно больной девушке. Но у него вообще биография несколько забавная, он делал великие открытия в процессе попытки убить самое себя, в частности из за смерти этой девушки.
Фейнман - это такой всплеск в природе, бывает, когда определенным образом складываются гены и обстоятельства. А вообще мужчина, так нежно любящий женщину - это всегда очень трогает. В современном мире это как то нечасто встречается.

Маша, спасибо за Мечникова, не знал, но теперь почитаю.

"...Фейнман - это такой всплеск в природе, бывает, когда определенным образом складываются гены и обстоятельства. А вообще мужчина, так нежно любящий женщину - это всегда очень трогает. В современном мире это как то нечасто встречается...."

Мой опыт основанный на друзьях и многочисленных коллегах полностью согласуется с вашим последним предложением. Увы...

Письмо производит сильнейшее впечатление, хотя вроде только логические рассуждения и никаких эмоций. Да, редкость сейчас.
Спасибо, а то у меня цинизм зашкаливает в последнее время.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account