Previous Entry Share Next Entry
Виртуоз из американской глубинки и кое-что еще...
traveller2


Надоело мне писать о лихолетье... Сегодня напишу историю с хорошим концом. Правда получилось длинно, но что есть то есть... Самое интересное ближе к концу.

*****

Джошуа Белл (“о” взрывное, произносится почти как а) родился в 1967 г. в городе Блумингтон, штат Индиана. Самая что ни на есть американская глубинка, Средний запад. Его мать, Ширли происходит из еврейско-белорусской семьи, когда-то в конце 19-ого века, бежавшей от из Российской империи. Его отец, Алан Белл, ведет свой род от гордых шотландцев. Сам Джошуа считает себя евреем.



Джошуа Белл начал играть на скрипке в возрасте четырех лет. Однажды его мать заметила, что Джошуа натянул у себя в комнате резинки и пытался воспоизвести на них мелодии, которые Ширли играла на фортепиано. Его родители купили ему маленькую скрипку и нашли учителя. Джошуа с удовольствием окунулся в музыку, но при этом продолжал вести жизнь нормального пятилетнего мальчика со Среднего запада: гонял с мальчишками на велосипеде, играл в компьютерные игры, в теннис и боулинг… Однажды в десятилетнем возрасте он участвовал в общеамериканском в теннисном турнире.



Его первым скрипичным учителем была Донна Брихт, вдова профессора музыки университета Индианы. Позднее его учителем стал профессиональный скрипач Джозеф Гинголд. Последний взял с родителей Джошуа обещание, что они не будут толкать мальчика в “вудеркинда”, а позволят ему вести нормальную мальчишескую жизнь.

В четырнадцатилетнем возрасте в 1981 г. Джошуа солировал с Филармоническим оркестром
Филадельфии под управлением Риккардо Мутти. Среднюю школу он окончил чуть раньше положеного, в 1984 году, и поступил в университет Индианы по классу скрипки. Почти сразу губернатор штата включил его в книгу “Живая легенда Индианы”.

Дебют Джошуа Белла в Карнеги Холл — высшее признание для исполнителя — состоялся в 1985 году. С тех пор он выступал со многими из крупнейших мировых оркестров и дирижеров. В 1993 году ему была пресужденя премия Грэмми за запись скрипичного концерта Nicholas Maw. Он исполнил сольную партию в фильме “Красная скрипка” саундтрек которого получил Оскара.

Рассказ Джошуа Белла о его скрипке я перевел с английского и провожу ниже. Белл заплатил за нее 4 миллиона долларов. Половину этой суммы он выручил от продажи своей предыдущей скприпки. Где он взял вторую половину — не знаю. История этой скрипки описана в документальном фильме “Возвращение Скрипки”, режиссера Хаима Гехта (2013).

Джошуа Белл и его Страдивари.



С 2004 года Джошуа Белл ассоциирован с Камерным оркестром Ст. Пола (вторая половина Миннеаполис), он является профессором музыки в Королевской академии музыки в Лондоне и в Массачусетском технологическом институте. В 2007 г. Джошуа Белл был удостоен премии Avery Fisher в Линкольн-центре в Нью-Йорке. Эта премия присуждается классическим музыкантам за выдающиеся достижения раз в несколько лет.

Белл сотрудничал с композитором фильма “Ангелы и Демоны” Хансом Циммером, исполнив скрипичные соло для его саундтрека фильма. В 2011 году он был назначен музыкальным руководителем Академии Святого Мартина.

Широкой (немузыкальной) публике Джошуа Белл стал известен после “эксперимента”, провести который его уговорил обозреватель газеты The Washington Post Джин Вайнгартен. Честно говоря, я не вполне понимаю цель этого “эксперимента”. Может, кто-нибудь догадается?

В эксперименте Белл 45 минут играл инкогнито, как уличный музыкант, на станции метро метро в Вашингтоне, положив перед собой бейсболку для подаяний. Эксперимент снимался скрытой камерой; из 1097 человек, которые прошли мимо, только семь задержались его послушать, и только один узнал его. Белл собрал пожертвования от 27 прохожих, всего 32 доллара. За три дня до этого он получил в 200 раз больше за исполнение того же репуртуара на концерте в Нью-Йорке.

"Эксперимент" Белла-Вайнгартена.



Квартира и студия Джошуа Белла на Манхеттене. Звукоизоляция сделана по специальному индивидуальному проекту..



Джошуа Белл живет на Манхэттене, в Нью-Йорке. Слово “живет” следует взять в кавычки, поскольку 250 дней в году он на гастролях. У него есть трое детей. Их ему родила его подружка Лиза Matricardi: старший сын, Джозеф, родился в 2007 г., а близнецы родились у них в 2010 году. Лиза Matricardi с детьми живет в собственной квартире недалеко от Джошуа. Сам Джошуа пишет: “С появлением детей мой гастрольные путешествия для меня уже не столь радостны, как раньше. Дети — это действительно здорово. А как они изменили мою точку зрения!… Когда-то я не понимал, почему моя мать была настолько вовлечена в мою игру на скрипке, и она меня даже раздражала, а теперь, когда мой пятилетний сын стал играть на виолончели, я сам делаю то же самое, я вижу его в себе, и я начинаю понимать, что чувствовала моя мама."

*****

Скрипка Губермана

Джошуа Белл

Моей скрипке более 300 лет.

Этот почитаемый инструмент известный как Гибсон экс-Губерман, вошел в мою жизнь в один роковой день летом 2001-ого. Я был в Лондоне, готовился к концерту на сцене Королевского Альберт-Холла и решил заглянуть на минутку в знаменитый скрипичный магазин J & A Бир, чтобы купить кое-какие струны. Когда я вошел в магазин, Чарльз Бир как раз выходил из задней комнаты с потрясающей скрипкой в руках. Он сказал мне, что это — знаменитая скрипка Страдивари, когда-то принадлежавшая
Губерману. Мое сердце забилось мгновенно.

Вскоре я узнал во всех деталях поразительную историю этой скрипки, полную неожиданных поворотов, которая может сравниться разве что с только что законченным мною фильмом под названием “Настоящая скрипка”. Считается, что Гибсон экс-Губерман — одна из всего лишь пяти или шести
скрипок, изготовленных Антонио Страдивари в Кремоне в 1713 году. За 300 лет скрипка много раз переходила из рук в руки, в том числе на ней играл английский скрипач Джордж Альфред Гибсон. Но именно ее связь с Брониславом Губерманом поразила меня, я бы сказал на личном уровне.

Губерман (1882-1947), еврейско-польский скрипач, вундеркинд, почитаемый за поразительную виртуозность и смелые интерпретации, учился у Иосифа Иоакима в Берлине. В возрасте 11-и лет он уже совершал турне по Европе. Все, кто его слышал, отмечали его виртуозное исполнение. Во время одного из этих ранних концертов, он встретил пианиста Артура Рубинштейна, которому в то время было только шесть лет. Разумеется, тогда Рубинштейн еще не стал легендой; это произошло позднее. Два музыканта остались друзьями на всю жизнь.

В 13 лет Губерман удостоился чести исполнить концерт Иоганна Брамса в присутствии самого композитора, который был ошеломлен его интерпретацией. Согласно биографу Максу Калбеку, «как только Брамс услышал звук скрипки, он навострил уши, в течение анданте он вытер глаза, а после финала он пошел в зеленую комнату, обнял молодого человека, и погладил по щекам. Когда Губерман пожаловался, что публика аплодировала после каденции, разрушая прекрасную Cantilena, Брамс ответил: "Вам не следовало играть каденцию так красиво”.

Bronislaw Huberman.



Губерман стал одним из самых знаменитых музыкантов своего времени. В 1929 году его вклад в человеческую культуру получил новое измерение. В этом году он посетил Палестину и пришел к идее привести туда классическую музыку. Гитлер уже рвался к власти. Губерман оказался провидцем.
Он понял, что Европу ждет взрыв, и он, Бронислав Губерман, призван спасти хотя бы часть
еврейских исполнителей предоставив им работу в Палестинском филармоническом оркестре (ныне Израильский филармонический оркестр).

Губерман прослушал музыкантов со всей Европы. Те, которых он отобрал, вместе с контрактами получили визы в Палестину, что в то время граничило с чудом. Губерман же предоставил средства, необходимые и исполнителям и их семьям. Для этой цели в 1936 году он совершил турне по США и вместе с Альбертом Эйнштейном занимался сбором пожертвований. Созданный им фонд был достаточен для 60 исполнителей (из Германии, Австрии и центрально-европейских стран) мирового уровня.

Эйнштейн и Губерман, 1936, США.



В общем, это были фантастически успешные гастроли, за исключением одного “несчастного случая”, произошедшего во время его выступления в Карнеги-холле 28 февраля 1936 г. Тем вечером вторую половину концерта Губерман решил играть на "другой" скрипке, Гварнери. Во время аплодисментов после его исполнения к нему на сцену подошел его ассистент и сообщил ему, что его Страдивари украдена. Была вызвана полиция, Губерман старался не паниковать, и даже исполнил на бис несколько вещей. Надо сказать, что этот инструмент Страдивари однажды уже был украден в 1919 году из гостиничного номера в Вене, но полиция быстро вернула его владельцу, арестовав вора в тот момент, когда он пытался скрипку продать. В этор раз, однако, Губерману не повезло.

Есть несколько версий, как именно и почему скрипка была украдена, но знаем наверняка мы лишь следующее. Скрипка оказалась в руках молодого малоизвестного скрипача по имени Джулиан Альтман. Некоторые говорят, Альтмана ее украл по наводке матери; другие придерживаются версии, что Альтман
купил ее у вора за 100 долларов. Так или иначе, Альтман знал, что это Страдивари и прилагал большие усилия, чтобы скрыть это обстоятельство от коллег. Он покрывал скрипку тонким слоем гуталина.

Убитый горем, Губерман никогда больше не увидел своего Страдивари. Утешение он находил лишь в том, что сбылась его мечта: его дитя, Симфонический оркестр Палестины, дебютировал в декабре 1936 года.
За дирижерским пультом стял великий Тосканини. Иногда я воображаю, что и мои родственники были
были в тот день в зале: мой прадед был в первой волне эмигрантов из Российской империи
на Святую землю, 1882 г., а мой дед там родился.

[Кто-то подсчитал, что в целом Губерман спас около тысячи человак. Его осуществившаяся мечта изменила ход истории культуры. Музыканты того оркестра стали учителями следующего поколения. Пинкас Цукерман, Итхак Перельман, Шломо Минц и многие другие выдающиеся израильские исполнители стали частью культурной сокровищницы современности.]

Джулиан Альтман играл на украденной скрипке более 50 лет. В 1985 году перед самой смертью, он признавался жене, Марсель Холл. Полсе смерти мужа она вернулa скрипку Страдивари компании Lloyd's
of London, которая когда-то выплатла Губерману страховую премию в 30 тысяч фунтов стерлингов [около трех миллионов современных долларов]. Ллойд заплатил Марсель Холл около четверти миллиона, а скрипка ушла на реставрацию в J&А Бир, где я ее и увидел. Чарльз Бир сказал, что работать над этим инструментов было примерно как “снимать грязь с потолока Сикстинской капеллы”.

[…]

И вот в 2001 году, покупая струны к моей старой скрипке в этом магазине, я увидел — о чудо — Гибсон экс-Губерман, Страдивари 1713 г. Мне сказали, что скрипка продана богатому немецкому
промышленнику для его частной коллекции. Я взял на ней несколько нот и поклялся самому себе, что
этого не случится. Этот инструмент должен играть, а не висеть для обозрения нескольких непосвященных. Я влюбился в Гибсон экс-Губерман сразу, и даже играл на этой скрипке в этот же вечер в Королевском Альберт-Холле. Я просто не мог допустить, чтобы она уплыла из моих рук.

Эта скрипка была особенной во многих отношениях. Меня охватывает трепет, когда я думаю о том, сколько удивительных людей держали ее в руках и сколько слышали. Когда я играю в Израиле с Израильским филармоническим оркестром, меня всегда трогает мысль о том, сколько сейчас в зале прямых потомков тех музыкантов, которых Губерман спас от верной смерти в газовых камерах, собирая деньги на концертах, где он выступал с тем же инструментом, что сейчас у меня в руках. Каждый день… Кто знает сколько еще приключений выпадет этой скрипке в будущем? Люди несомненно будут восхищаться ее звуками много лет спустя после меня. Но пока я здесь, сейчас, я считаю, что мне немыслимо повезло быть ее хранителем в день 300-летия.

***

Вот такая история... Хотел бы я, чтобы хоть о малюсеньком кусочке того, чем я занимаюсь, люди помнили через 300 лет...

Интересно, помнят ли Губерман в Израиле? Есть ли дерево в его честь на аллее праведников?

Губерман в середине 1940х.


  • 1
Да, Губермана помнят в Израиле, его именем названа улица, на которой стоит Филармония. А вот во всех искусствоведческих книгах на русском языке его биография странно обрывается в начале 30-х, и непонятно, куда он вдруг пропал, такой успешный и знаменитый.

Хорошо, что хоть в Израиле помнят. Что касается искусствоведческих книгах на русском языке, так они построены на идеологии на 100%, и Израиль в этой идеологии играл роль пугала.

Не уверен, какую цель преследовал эксперимент, но продемонстрировал он одно из двух -- либо "ценители музыки" в большинстве своем отнюдь не ценители (слушают классическую музыку в исполнении известных музыкантов и потом об этом рассказывают потому что все так делают, при этом не могут оценить музыку и качество ее воспроизведения самостоятельно), либо исполнитель мало что из себя представляет (как насчет double blind testing скрипачей?).

душевные скрипичные истории

К вопросу об "эксперименте". Тут есть некая дилемма. С одной стороны зритель/слушатель должен работать над собой, чтобы дорасти до понимания произведения искусства. Можно вспомнить какой жалкой и противоестественной мазнёй казались произведения импрессионистов многим их современникам вообще и из числа худ. критиков в частности. С другой стороны, великое должно захватывать и неподготовленного индивидуума, свежего как молодой редис и незатейливого как грабли. Примерно так один бухгалтер (никогда прежде не посещавший концертов) остановился и не мог отойти от игравшего в подземном переходе Белла.

Я не уверен, что если бы я там оказался в будний день, и спешил бы в университет, я бы перед Беллом остановился. Хотя в принципе хорошее исполнение классической музыки от плохого отличаю... Чего нельзя сказать о музыке современной 😀

Миша! Спасибо за интереснейшее чтение!!!

Вам спасибо, Маргарита!

В том эксперименте ещё про детей было. Взрослые проходили мимо, дети оглядывались. А родители их уволакивали вон.

Вообще, для контроля, надо было бы потом сравнить с реакцией на какого-нибудь "уличного" музыканта...

Да, сравнение не помешало бы. Я часто путешествую по Европе, там огромное количество уличных музыкантов. Хорошего исполнителя (иногда бывают студенты консерватории)
от плохого отличить очень легко, даже если ты далек от музыки...
Так мне кажется.

Ах,какой прекрасный рассказ!



Edited at 2015-11-08 02:47 pm (UTC)

Спасибо, Галя!

Вам спасибо...😀

всем хороша звукоизоляция, но если вдруг ты хочешь попросить что-то у жены которая на кухне то нужен специальный телефон!)

У него есть подружка. Но она с детьми живет в отдельной квартире неподалеку.
Так что проблема, которую вы отметили, для Джошуа Белла не проблема 😀

Большое спасибо за чудесный рассказ!

Вам спасибо, Инесса 😀

Устроители эксперимента просто пытались продемонстрировать степень зомбированности населения - он стоял на переходе, где каждое утро проходят тысячи людей, главным образом государственных служащих, и тот факт, что никто не обратит внимания на виртуозного исполнителя просто свидетельствует о том, насколько люди вообще не обращают внимания ни на что в этой жизни уже. Сейчас было бы еще хуже, потому что все идут, или слушая какую-то фигню в наушниках, или играя в какие-то идиотские игры. Такой социологический эксперимент. Я бы тоже, скорей всего, не обратила внимания, особенно если с утра пораньше-то. Но я и последнее выступление Бродского пропустила, сказав маме, что "не в последний же раз он читает".

Я не уверен, что если бы я там оказался в будний день, и спешил бы в университет, я бы перед Беллом не остановился. Просто пробежал бы мимо, поглощенный в свои мысли.

Другое дело в отпуске. Я часто путешествую по Европе летом, там огромное количество уличных музыкантов. Хорошего исполнителя (иногда бывают студенты консерватории)
от плохого отличить легко. Точнее говоря, хорошее исполнение классической музыки от плохого отличаю... Чего нельзя сказать о музыке современной 😀

Так вот, я часто зависаю, если уличный музыкант играет хорошо.

Edited at 2015-11-08 10:57 pm (UTC)

Очень интересно, спасибо!

На аллее праведников в Яд Вашеме отмечают праведников народов мира, евреев там нет.

Спасибо, я этого не знал...

Спасибо, Тамара!

Спасибо за рассказ, и о Белле и о Губермане.

Про эксперимент. Конечно, отчасти дело в том, что люди спешат. Притом, вокруг столько музыкального шума, который заглушает что-то стоящее.
Но тоже почитала статью, описывающую эксперимент. Там еще пишут об «искусстве без рамы» и приводят мнение знатока живописи, занимающегося оформлением полотен Национальной галереи искусств: «Лейтхаузер уверен, что понимает суть произошедшего с Беллом в метро. "Допустим, я вынул из рамы классический шедевр абстракционизма, скажем, работу Эллсворта Келли. Картина стоит пять миллионов. Я принес ее в ресторан, где собираются искусствоведы и дизайнеры и повесил на стену с ценником "150 долларов". Никто не заметит эту картину."

Итак, дело в «раме» (рекламе?). Теперь в Лувре для Джоконды выделен особый зал с турникетами и полицейскими – такая вот «рама» (еще несколько лет назад висела спокойно среди других). Способствует ли «рама» формированию вкуса? Да ничуть, наоборот, портрет не разглядеть толком. Только коммерческому успеху. Боюсь, даже если бы Белл встал на улице, когда люди возвращаются с концерта – насколько больше людей обратили бы на него внимание? Не уверена, что намного больше, особенно если бы они шли с концерта знаменитости с очень дорогими билетами (тоже «рама» в своем роде).
То-есть, содействует ли активная (и даже агрессивная) реклама выработке вкуса или чаще вредит?

Абстрактная живопись очень субъективна: отличить халтуру от "нехалтуры"
сложно даже специалисту. Я бы вообще не взялся судить, поскольку это направление в живописи активно не люблю.

С классической музыкой на мой взгляд дело обстоит иначе.

Я часто провожу отпуск в Европе летом, там огромное количество уличных музыкантов. Хорошего исполнителя (иногда бывают студенты консерватории)
от плохого отличить легко. Точнее говоря, хорошее исполнение классической музыки от плохого отличаю... Чего я не могу сказать о музыке современной 😀
И часто зависаю, если уличный музыкант играет хорошо.

При всем при том, если бы я оказался в метро в Вашингтоне если в будний день, и спешил бы в университет, я бы перед Беллом не остановился. Просто пробежал бы мимо, поглощенный в свои мысли. 😂

Edited at 2015-11-08 11:05 pm (UTC)


Счастье для матери, когда ребенок одарен.
Трепет от того, что ничего не было, и вот - родился не просто человек. С ним в мир пришло новое, прекрасное, чего раньше не было.
Большое спасибо.

Вы знаете, Ирина, любой ребенок -- счастье для матери, так мне кажется. А уж какое счастье -- внуки! 😀

Что почитать

User jenya444 referenced to your post from Что почитать saying: [...] (основателя Израильского Филармонического оркестра) http://traveller2.livejournal.com/460642.html [...]

Спасибо! У моих соседей были пластинки с историческими записями классической музыки. Была и запись Губермана: играл он "Испанскую Симфонию" Лало, кажется.

Спасибо, Ира! А я, музыкальный игнорамус, ничего в его исполнении не слышал.... 😥

Михаил, вы практически разбили мою семейную жизнь! Какой красавец!
А умные красивые мужчины - это же просто смертельное сочетание! :-)

Эх, если бы я был женщиной, я бы наверное умер... Что делать, жизнь вообще несправедлива.

Джошуа Белл (“о” взрывное, произносится почти как а)

(Anonymous)

Я прошу прощения за занудство.. но как филолог-лингвист хотела бы отметить, что взрывными бывают только согласные. Гласные звуки могут быть открытыми/закрытыми,краткими/долгими, передними/задними и т.д.

Re: Джошуа Белл (“о” взрывное, произносится почти как а)

Спасибо за комментарий. Я разумеется не лингвист. Хотел сказать, что 'о' в таких словах как mom, Bob, ...
произносится очень кратко, как выстрел пробки, вылетающей из бутылки шампанского, и звучит почти как 'а'.
Как это явление называется в лингвистике -- увы, не знаю... :(

Edited at 2015-12-09 02:23 pm (UTC)



И спасибо Вам большое за очень интересный пост.

По поводу эксперимента Белла: думаю, там мог сыграть также фактор целевой аудитории на концерте (люди приходят неслучайные, с конкретной целью, понимая и желая слушать кого-то и что-то, психологически подготовленная так или иначе. Чего, конечно же, нет в метро: люди идут, спешат по своим делам, занятые своими мыслями и проблемами, разговаривая по своим мобильникам, молодежь в наушниках...

Вам спасибо за интерес. Если бы я был на той станции метро, в тот момент, когда бежал бы на лекцию, я бы тоже пробежал мимо. Эксперимент был "нечистым", как говорят физики.

sssnk

(Anonymous)
Замечательное повествование. Однако поясните в какие компьютерные игры мог играть обыкновенный пятилетний мальчишка в 1972 году?

Ни малейшего понятия. О детской жизни Джошуа Белла я пересказал брошюрку, которою мне выдали на концерте. Возможно, ее автор ерунду написал.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account