Previous Entry Share Next Entry
Les Houches
traveller2
Окончание. Начало см.
http://traveller2.livejournal.com/494973.html
http://traveller2.livejournal.com/495563.html



Сесиль Девитт-Моретт в центре, справа от нее Фримен Дайсон.



Я долго не заглядывал в ЖЖ. На то были свои причины, о которых я расскажу позже. Сейчас я хочу закончить свое повествовании о Сесилии Девитт-Моретт. Я уже писал, что в ее жизни было два главных достижения, попавшие во все энциклопедии. О первом я уже написал, а сейчас о втором: летней школе по теоретической физике “Лез Уш” (Les Houches).

Вот что пишет сама Сесиль в своих воспоминаниях. [ https://www.ias.edu/ideas/2011-dewitt-morette-ias ]

“Все началось с телеграммы от Оппегеймера, которую я получила в Тронхейме, в Норвегии:

По рекомендации Бора и Гайтлера рад предложить вам членство в отделении математики на 1948-49 год со стипендией 3500 долларов [ примерно 38-40 тысяч долларов/год в современных ценах ].

Тогда я и не знала, что это было исключительно почетное и щедрое предложение. Я даже не знала, где находится Принстон. Но мой характер таков, что я гораздо чаще говорю да нежели нет.

Оглядываясь назад, я думаю, что в те дни плана Маршала Оппенгеймер искал парочку европейских постдоков, которые могли бы получить максимальную пользу, проведя год в Институте. Было ли это полезно для меня? Больше, чем я могла себе вообразить! За два года моего пребывания в Принстоне (1948-50) Брайс Девитт, тоже посадок в Институте, сделал мне предложение, а я задумала Летнюю школу Лез Уш как самоналоженное покаяние за брак с “иностранцем”. Благодаря Фримен Дайсон и Ричарду Фейнману я стала заниматься функциональными интегралами; именно из тех двух лет более полувека спустя выросли мои две главные книги….

Однажды вечером, после дневного похода на каноэ , когда мы ужинали у меня дома, Брайс Девитт спросил выйду ли я за него замуж. Моя первая реакция была ответить отказом, поскольку он был “иностранцем”. Он ушел и направился в Институт поработать над физикой. Но я была грустна, очень грустна. На следующее утро я проснулась с озарением: если бы я создала летнюю школу в маленькой деревушке во французских Альпах, куда ежегодно приезжали бы лучшие студенты, около 20, чтобы послушать лекции о самых выдающихся достижениях, в изложении самих авторов, я бы сделала нечто важное для Франции, и тогда смогла бы выйти замуж за Брайса. Я поспешила позвонить Брайсу. Он еще спал. “Твое предложение еще в силе?” спросила я.

“Какое предложение?” ответил сонный Брайс. Я в возбуждении изложила ему мой план о школе Лез Уш. Он понял только, что я что-то должна сделать, прежде чем выйду за него замуж. “Отлично, - сказал он, - спокойной ночи!” Было 7-30 утра. Для него это была глубокая ночь.

Молодой Брайс Девитт





Школа была официально открыта 18 апреля 1951 года, а поженились мы 26 апреля. Идея об этой школе возникла “из воздуха”, она была необходима, чтобы создать новые связи взамен разрушенных войной, но нужны были деньги и немалые. Я стучалась во многие двери. “Elle emmerdera la terre entière mais elle l’aura,” сказал обо мне Пьер Оже [Она всех раздражает, но достигнет своего.] Я постучалась в дверь к Пьеру Донзелоту, тогдашнему директору высших исследований. Обычным порядком он бы меня не принял. Я все рассчитала. Пришла, когда его секретарша была на обеденном перерыве. Притворилась секретаршей, чтобы никакой случайный служащий не остановил бы меня. Донзелот открыл мне дверь и выслушал меня. И тут же выделил необходимую сумму.”

С тех пор школа существует 66 лет. До недавнего времени Сесиль Девитт-Моретт была бессменным председателем Совета попечителей и сама выбирала как программу так и участников этой школы из списка, который готовили остальные советники. Надо сказать, что у нее был поразительный научный инстинкт. Среди бывших слушателей школы Лез Уш непропорционально большой процент Нобелевских лауреатов. Вот далеко не полный список (только те, что бросились мне в глаза): Pierre-Gilles de Gennes, Georges Charpak, Claude Cohen-Tannoudji, Jack Steinberger, Alain Connes (математик, филдсевский медалист), Эд Виттен. Из современной молодежи, например, Зохар Комаргодский, восходящая звезда теоретической физики. Лекции на этой школе читали Энрико Ферми, Вольфганг Паули, М. Гелл-Манн, Эдвард Виттен,…

Лез Уш 1972. Слева направо: Ювал Нееман, Брайс Девитт, Кип Торн



Лез Уш 1975. В красной рубашке еще никому не известный Виттен.



В далеком 1951 году Сесиль Девитт-Моретт удалось купить задешево огромный альпийский луг и лес, сотни гектаров, в получасе ходьбы от альпийской деревушки Лез Уш, близ ныне знаменитого курорта Шамони. Но это сейчас Шамони знаменитый, а тогда, после войны…

Окрестности Лез Уш





На последнем снимке слегка виднеется типичное альпийское шале. Именно в таких шале без всяких удобств по-спартански жили и работали участники школы в течение 8 недель. До ближайшего магазинчика или кафе в деревне нужно было добираться полчаса. Но нетронутые луга и горы над школой, захватывающие виды на Монблан!.. Разумеется, в наши дни все (кроме видов, лугов и гор) изменилось, появились и залы для занятий, и библиотека, и комфортные отели.

Первый курс на первой школе — квантовая механика — прочел Леон Ван Хов, будущий директор ЦЕРНа.

Ферми и Ван Хов



На фотографии 1954г., приведенной выше, он на заднем плане, а на переднем плане великий Энрико Ферми. Ферми приезжал в Лез Уш пару раз, последний раз в 1954 году. Вот что написала мне Крис Девитт:
“Это лето оказалось последним в его жизни. Ему нездоровилось. Мама предложила отвезти его к местному доктору, но Ферми отказался и сказал, что как только вернется в Америку после окончания лекций, запишется на прием. У него оказался рак, и вскоре он умер.”



  • 1
Большое феминистское спасибо.

1. ✸ Лез Уш 1975. В красной рубашке еще никому не известный Виттен. - Не вижу красных рубашек, где он?
2. Можно ли где-нибудь в MN послушать ваши лекции и позадавать вопросы?

На 4-ой фотографии сверху Виттен в красной рубашке.

Вы имеете в виду публичные лекции? Я читаю их нечасто. От случая к случаю.
Если вы пришлете емейл, я предупрежу в следующий раз.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account