Previous Entry Share Next Entry
Воскресный калейдоскоп
traveller2
✸ Последние цветы уходящего лета (вчерашние снимки)…






Сегодня тот редкий день, когда я не работаю. В пятницу с заходом солнца начался главный еврейский праздник, Йом Киппур, день покаяния. В этот вечер я всегда хожу в синагогу. В нашей синагоге замечательный кантор. Под повторяющуюся мелодику молитв хорошо думается. Надо вспомнить всех, кого обидел в прошедшем году и все свершенные грехи. Вспоминал изо всех сил и кроме некоторых малосущественных мелочей ничего не вспомнил: никого не обижал, не обманывал, не предавал, не бил, не издевался, не … не … и не. Хотелось бы надеяться, что мы с Ритой войдем в книгу жизни на следующий год чистыми.

*****

Мне сказали, что среди аспирантов обо мне идет молва как о жестком руководителе. Я думаю, что это связано с тем, что в последние два года я отказался вести диссертации трех аспирантов. Не понимают, что я сделал доброе дело. Карьерa в теорфизике у них все равно бы не пошла. Раньше или позже пришлось бы уходить. Так уж лучше раньше, пока еще относительно легко переучиться. Два аспиранта пошли в экспериментальные группы, а одна девушка родила ребенка и переехала в Калифорнию. Всем им — большой удачи!

*****



Есть такой жанр в литературе, называется альтернативная история. Обычно автор заменяет меняет какой-нибудь эпизод в реальной истории на вымышленный, и дальше развивает сценарий “что было бы, если бы…” Первым альтернативным историком по-видимому был Тит Ливий, задавший себе вопрос, что было бы если бы Александр Македонский, умерший в 323 году до н. э. в возрасте 33 лет, вместо расширения своей империи на восток, обратил бы свой взгляд на запад. Далее Тит Ливий подробно описывает каким образом римляне того времени нанесли бы Александру Македонскому сокрушающее поражение и как хорошо они бы зажили после этого.

О Тите Ливии я ничего не знал до недавнего времени. Первый книгу в этом жанре, которую я прочитал был роман Уорда Мора (Ward Moore) “Bring the Jubilee”. В этом романе предполагается что во время гражданской войны южные штаты одержали победу на северными в 1863 году в битве при Геттисбурге. В результате, победили конфедераты, и рабство в США не было отменено в то время. Уорд Мор написал свой роман в 1953 году, и в нем прослеживается (печальная) альтернативная история за 90 лет, истекших со времени битвы при Геттисбурге. Современным москвичам трудно (скорее, невозможно) себе представить книжный голод, царивший в 1970-80ые годы. Люди отмечались в очередях по ночам многие месяцы, чтобы подписаться, скажем, на Чехова. У меня была рутина: раз в две недели я объезжал основные букинистические магазины в центре Москвы, в надежде на находку хоть чего-нибудь стоящего. В магазине рядом с памятником Пушкину был отдел литературы на иностранных языках. Долгие годы там работал невысокий худощавый человек, носивший очки и всегда в строго сером костюме. Мы с ним здоровались, но имя его ушло у меня из памяти. В стопке книг на английском карманного формата он указал мне на Уорда Мора. Любая книга из этой стопки стоила 3 рубля, что было много по тем временам. Тем не менее я ее купил и проглотил за ночь. Сама мысль, что можно построить самосогласованную альтернативную историю целого континента показалась мне восхитительной.

Ну а потом, в начале 80х, был “Остров Крым” Василия Аксенова. Если вы помните, Аксенов чуточку изменил географию, сделав из полуострова остров. Это привело к тому, что Белая армия закрепилась и отразила атаку красных в конце Гражданской войны. Остров Крым не вошел в состав СССР и со временем превратился в “черноморский Тайвань”. Вспоминая финальные сцены вхождения советской армии я поражаюсь прозрению Василия Аксенова.

К чему я стал писать об альтернативной истории? Недавно мне приснился сон, что Сталин умер не в 1953 году, а сразу после войны. Его застрелил Берия, а потом охрана застрелила Берию. Проснувшись, я понял почему столь странный сон мне приснился. В последнее время, в свази с книгами, над которыми я работаю по выходным, я много занимался архивными документами и перепиской физиков (Пайерлс, Бете, Оппенгеймер и др.) того времени между собой. По дороге в университет в машине я стал думать, а что если бы так и произошло на самом деле? Началась бы холодная война? Случился бы Берлинский кризис в 1948? Корейская война 1950-53 гг.? Вторжение СССР в Венгрию в 1956? Ну и т.д. и т.д. Интересный вопрос, не так ли? У меня есть проект ответа, есть ли он у вас?

*****

Ну и последнее. Фотографию ниже я сделал с обложки книги “Кочевник”, которую написала Айаан Хирси Али (Ayaan Hirsi Ali). Посмотрите на нее… Красивое лицо женщины с сильным характером. Сейчас у меня нет времени написать о ней, я сделаю это в следующий раз. Сейчас только одна цитата из этой книги (стр. 16).



“Мусульманский обычай закрывать женщине лицо — хиджаб, паранджа, никаб, маски — все это ничто иное как градации умственного рабства. Вы должны просить разрешения, чтобы выйти из дома, а когда вы выходите, вы должны спрятаться за толстой непроницаемой драпировкой. В постоянном стыде от своего тела, подавляя свои желания, какое жизненное пространство вы можете назвать своим?

Маска на лице помечает женщин как чью-то собственность, nonperson [по Орвеллу]. Она отделяет женщин от мужчин и от всего мира; она ограничивает их в жестких границах, воспитывает в них послушание. Ум можно зажать точно так же как и тело. Закрытое женское лицо — это шоры, которые отбирают у вас зрение, и всю вашу судьбу. Это метка апартеида, но не по расовому принципу, а по принципу пола…”

  • 1
А как вы определили, что карьера у аспирантов не пойдет? Профессиональный нюх, выработанный за мноие годы?

Нюх тут ни при чем. Даешь одну задачу. Через какое-то время смотришь -- результат нулевой. Даешь вторую, полегче. Все равно нулевое продвижение. Ну и третья задача (контрольная), еще проще. Если и тут ничего не получается, то карьеры не будет.

Контрольная задача в голову :)

Дама на картинке похожа на Обаму, сменившего пол...))

Ну нет. Она красивая и смелая.

Тогда - даже не однофамилица...))

Про альтернативную историю. До "Острова Крым" читала только одну книжку в этом жанре. Там в результате устранения Сципиона вторую Пуническую войну выигрывал Карфаген, и кардинально изменялись как история Римской империи, так и Европы. Все было крайне занимательно, но размышляя на тему такого "эффекта бабочки", я не поверила, что последствия гибели одного человека могут быть столь значительными в ситуации, когда уже сложилась определенная совокупность интересов, целей, сил на достаточно больших пространствах. Думаю, что описанная вами смерть Сталина в конце войны повлияла бы на отдельные события, но не на общую тенденцию. Стремление насадить коммунизм в сопредельных странах и, как следствие, холодная война сохранились бы. А вот конкретные формы (Берлинский кризис, Корейская война и т.д.) и глубина их проявления были бы другими.
В качестве альтернативы можно привести ситуацию в истории, когда одно событие с участием многих, а не нескольких лиц, (принятие Великой хартии вольностей 1215 года на крайне неустойчивом политическом фоне)повлекло в результате весьма длительного процесса(несколько сотен лет) существенное ограничение королевской власти и, в конечном счете, формирование современной демократии.
А Аксенову было откуда списывать. Я имею в виду вступление советских войск в западную Белоруссию в 1939 году. По сравнению с восточной это также был маленький "Тайвань", с сильной дискриминацией коренного населения трех основных вероисповеданий поляками. На острове Крым также фигурирует несколько национальных групп.

Сегодня утром додумывала. Если говорить о нелинейных динамических системах, к коим несомненно относится человеческое сообщество, то их будущее при небольшом воздействии зависит от того, в каком состоянии они находятся. Вблизи точек бифуркации такое воздействие может вызвать появление нового сценария (отправка поезда с Лениным в Петроград, первая экологическая катастрофа в Междуречье, спровоцированная браком с египетской царевной). В других условиях может произойти так называемая стабилизация шумом, когда даже значительные потрясения к смене сценария не приводят (Китай с первых веков нашей эры и далее до 19 века, на этом промежутке даже два распада государства не изменили его административно-хозяйственную систему). По моему мнению, ситуация в конце войны в СССР относится ко второму примеру. Я не люблю столь прямых аналогий между различными физическими явлениями и процессами в обществе (уж очень много спекуляций на эту тему, тем более, что детальный анализ в рамках теории нелинейных систем проведен на системах, описываемых небольшим числом параметров и уравнений), но уж слишком притягательна терминология.

Теоретически говоря, вы правы, Оля. Небольшое возмущение может кардинально изменить траекторую развития либо в хаотических (турбулентных) системах, либо вблизи точек бифуркаций. Вопрос только в том, что можно считать "небольшим". Скажем, в демократической стране убийство президента является скорее всего небольшим возмущением. Но в СССР смерть Сталина была бы кардинальным возмущением, поскольку все держалось на нем и определялось его волей. В брежневский период даже развал СССР (как сейчас видно) был небольшим возмущением.

К сожалению, сделать это рассуждение количественным, и тем более проверить экспереминтально, невозможно...

Edited at 2017-10-03 02:23 am (UTC)

"сделать это рассуждение количественным, и тем более проверить экспериментально, невозможно...". Вот поэтому, кроме упомянутых в моем комментарии двух альтернативно-исторических повестей, больше их не читала. Естественно-научное образование сказывается. Тем более, что в современных это просто фон для боевиков. А вот антиутопии в этом отношении эквивалентны моделям, и ряд описанных в них тенденций явственно просматриваются в течение нашей жизни. Жутко и порой неожиданно видеть многое из предсказанного, но ряд из них (Хаксли, Оруэлла и Сорокина) периодически перечитываю. А это для иллюстрации Сорокина https://ria.ru/religion/20171003/1506085559.html и https://www.novayagazeta.ru/news/2017/10/02/135757-medvedev-podpisal-novye-pravila-polzovaniya-kadilom

Edited at 2017-10-03 05:04 pm (UTC)

Айаан Хирси Али замечательная. Тем показательнее как от неё корёжит определённого рода людей.

Я о ней ничего не знал. Как-то упустил. Но сейчас, читая ее книгу, получаю огромное удовольствие. Видно, что она умная, глубокая и сильная женщина. И да, леваков от нее корежит.

В 14-ом году меня поразило совпадение фамилий Аксенова-писателя и Аксенова-главы нового правительства.
Жаль, никак нельзя экспериментально проверить "эффект бабочки". Но, если думать, что общность людей это социальный организм, то влиять будет только изменение в ключевых моментах и замена значительных людей. Учитывая это. замена Сталина раньше срока могла бы изменить ... там была точка своеобразной "оттепели", помню. что папа в следующем, 47 году уже не смог бы поступить в Универ. Было воодушевление. Это была бы хорошая точка для начала. Потом Сталин стал снова закручивать гайки. Да, "оттепель" началась бы с этого момента. Она была бы иная, потому что во время войны люди были более свободны. Наложились бы два эти момента.
Но это было бы временно, потом опять вошло бы в старое русло. Потому что началось до 17 года.
Владимир Сорокин спрогнозировал новое будущее, раньше он видел возврат в архаику, а сейчас уход в сон. В Россию летит стая фиолетовых лебедей (по аналогии с талебовскими)
У меня сразу появилась картинка будущего для нашей семьи. Бабушку освободили бы на три года раньше. На 7, если считать с поселением.
Спасибо за публикацию. За Тита Ливия.)




Edited at 2017-10-02 12:37 pm (UTC)

Думаю, что вы правы, и в первой части и во второй. Смерть Сталина в тех условиях была бы сильной встряской, и оттепель началась бы раньше би была бы глубже, но потом постепенно произошел бы откат, хотя может быть и не столь сильный как сейчас. Но, к сожалению проверить невозможно.

Совпадение фамилий - конечно же шутка Суркова.

А не попадает отказываться от руководительства? Три -- много...

Читала забавную статью: пишут, что женщины в паранже feel better about their bodies. Помню, развеселило.

Не могу понять, как в комментарий поставить картинку. Кажется, я её показывала в ФБ. Женщины на улице с кальяном и сигареткой. Турция, 1890е. Сохранила, произвело в печатление.

Если картинка где-то загружена на (в?) интернете, можно скопировать адрес (copy image address), а потом написать в посте или в комментарии <img src="вставить линк сюда">

Да, точно. Но вроде бы жж теперь разрешает прямо вставлять, а в Scrapbook добавлять не разрешает.

Начальство мне доверяет. Я очень ответственный.

Насчет "в паранже feel better about their bodies", мне кажется это сомнительным или даже анекдотичным.

Закрывание лица - не "мусульманский обычай", он существовал на Востоке за многие столетия до ислама, втч и среди иудеев. Например, описан в Бытие (Иуда и Фамарь)
http://www.jhsonline.org/cocoon/JHS/a019.html
Обычай имел простое происхождение: необходимость отличать проституток.

Я не имел в виду глубокое пеошлое. Сейчас это мусульманский обычай.

Вот тут написано, как вставлять картинки http://kud.su/wow/commentwithimage.php
Я попробовала с Титом Ливием, получилось.
<img src=" потом адрес фото и то, что после адреса фото по ссылке А если фото только в компьютере, то тут http://offnickname.livejournal.com/56855.html

Edited at 2017-10-02 12:52 pm (UTC)

Недавно прочёл роман (2017-го года, писался 2013-2016) Елены Чижовой.
Действие происходит в 1983 году.
Предыстория: немцы во 2-ю мировую дошли до Урала, и там образовалась граница между СССР и (прогитлеровской) Россией.

Хорош ли ромам? Если да, посмотрю... :)

Роман называется "Китаист".
Вообще я считал Елену Чижову лучшим прозаиком из современных (первая вещь, которую я прочёл, до этого видел её эссе о Бродском, - "Крошки Цахес"), но в самое последнее время у неё стали выходить книги одна за другой, что меня охладило (писать много и хорошо, как мне кажется, нельзя).
Так что я не жалею, что прочёл, но однозначно настаивать, что надо непременно прочесть, не решился бы.

Альтернативная история - богатая тема! "Человек в высоком замке" Дика, "Миссионеры" Лукина, "К западу от Рая" Гаррисона, "Заговор против Америка" Рота...

О да, сейчас таких книг сотни и сотни... К сожалению, выбрать из них достойные непросто.

Воскресный калейдоскоп

User eliseevna_50 referenced to your post from Воскресный калейдоскоп saying: [...] Оригинал взят у в Воскресный калейдоскоп [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account