?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Как я учил физике будущих медиков
traveller2


ПРЕАМБУЛА

В Америке студенты, мечтающие о медицинской карьере, должны сначала получить степень бакалавра на так наз. "премедицинском" факультете (premed students). Там они изучают общие науки, такие как химия, биология, генетика, плюс первоначальная практика в больницах, в основном, в лабораториях. Физика тоже является обязательным предметом для студентов-премедов. Изучают ее в течении года, 4 дня в неделю. Курс физики для премедов - calculus based, т.е. основан на самых простых элементах дифференциального исчисления. Элементы дифференциального исчисления проходят в американских школах в общем-то неплохо, чего категорически нельзя сказать о физике. Физику в обычных школах изучают в течение одного года (правда, опять-таки, 4 раза в неделю), по выбору. То есть, можно выбрать либо химию, либо физику, либо и то и другое, но кто же сам себе враг? Поэтому многие выпускники школ о физике не знают вообще *ничего*.

Только получив степень бакалавра, можно поступать в Medical School. Конкурс на этом факультете настолько высок, что поступают лишь те студенты, которые в предыдущие 4 года получают исключительно пятерки (А по-американски), в самом крайнем случае А с минусом. Наличие двух-трех четверок (В по-американски) означает, с вероятностью 99%, что на медицинской карьере вы можете поставить крест. Поэтому премеды борются за пятерки как одержимые.



НАЧАЛО ИСТОРИИ

В нашем университете есть большой медицинский факультет, плюс факультет биомедицинских исследований и технологий. Соответственно, число студентов-премедов велико, и все они должны пройти курс физики и получить соответствующую отметку. Обычно я преподаю курсы для аспирантов, но в том году (лет 8 назад) что-то не заладилось, и меня - о, несчастная моя доля - отправили учить физике будущих медиков. Тогда я еще не знал, что это такое.

На мой курс записалось чуть меньше 200 студентов. Одних ассистентов, которые вели лабораторные работы и проверяли задания у меня было 16 штук (половина - китайцы, с кашей во рту, к чему я еще вернусь). Я понимал, что средний уровень подготовки студентов будет невысокий, и поэтому начал очень медленно и подробно, с законов Ньютона в простейшей форме. После первой контрольной работы, через две недели, я можно сказать впал в панику. Когда ассистенты принесли проверенные работы, я увидел, что в той или иной степени справились с заданием человек 25, от силы 30. Еще примерно 20 справились наполовину, остальные не написали ничего осмысленного. Соответственно, 150 человек получили 3 или 2.

На следующий день отметки были введены в компьютер, и вот тогда-то и началось самое ужасное. Перед моим офисом выстроилась очередь. Студенты заходили один за другим и объясняли мне, что всю свою сознательную жизнь мечтали стать врачом и открыть вакцину от рака, а я, бесчуственный, за один день убил их мечту, и они дальше жить не могут и не будут. Я - хладнокровный убийца!

Если с молодыми людьми я еще как-то справлялся (главный стратегический момент - не показать слабину, иначе - конец), то с девушками была полная трагедия. Многие начинали рыдать. Женских слез я не переношу. Ну то есть совсем не переношу. У меня начинается от этого глубокая депрессия. Некоторые, в дополнение к слезам, перед тем как войти в мой кабинет, расстегивали лишнюю пуговичку, а то и две. А одна положила мне в почтовую ячейку любовную открытку, которую я, идиот, сначала даже принял за чистую монету.

И так было после каждой контрольной. А уж после экзаменов (их два: в середине семестра и в конце) градус эмоционального давления зашкаливал сверх всякой меры. На меня стали жаловаться, что китайских ассистентов они не понимают из-за отвратительного английского. С ассистентами я встречался раз в неделю, объяснял им чего я от них хочу на будущей неделе, и на что обратить особое внимание. После жалоб на плохое произношение у меня возник конфликт с китайцами. Пару китайцев устроили итальянскую забастовку, т.е. все делали строго по правилам, и очень медленно. На практике это означало, что когда 85% моих студентов добрались до лаб. работы номер 6, 15% застряли на третьей. Естественно, они начали жаловаться по этому поводу.

Все это вовсе не означает, что все 200 студентов засели за физику всерьез. Человек 30-35, да засели, остальным нужна была только высокая отметка, ничего всерьез в своих знаниях (точнее, незнании) они менять не собирались. Эти 30 человек постоянно приходили ко мне с вопросами, на которые я был рад ответить. Помню молодую пару. Они принадлежали к общине русско-украинских баптистов. Мне они все очень нравятся: трудолюбивые, кристально честные, не употребляют ни алкоголь ни табак, рано заводят семью, и семьи у них крепкие. В советские времена жили они в каких-то медвежьих углах, их всячески преследовали, и они целыми приходами переселялись в Америку. Вот и эта парочка (тогда им было по 20 лет, но они уже поженились, неслыханное дело), работали как сумасшедшие, на лекциях садились в первом ряду и смотрели мне в рот. Помню одну черную девушку из Нигерии. Уж не знаю, чему их учили в нигерийских школах, но ей было очень трудно, начинала практически с нуля, казалась мне безнадежной, а к концу была в первой десятке. Кстати, год назад я ее встретил на кампусе. Она меня расцеловала, поблагодарила и сказала, что заканчивает Medical School, будет педиатром.)

КОНЕЦ

К середине семестра мне еженощно стали сниться кошмары, двух типов: 1) остро-эротические; 2) изощренные триллеры на тему "прихожу я на прием к врачу". Прихожу я к врачу, он в scrubbs и маске на лице, встречает меня в кабинете, выслушивает и говорит: "Ну, ложитесь, сейчас посмотрим", а руки тихо и плавно тянутся к скальпелю. Маска спадает и он шепчет: "А помните 15 лет назад вы мне поставили тройку, и меня не взяли в Medical School? Я все равно прорвался, в другом университете, а для вас сейчас настает час Х, час Расплаты!" А скальпель все ближе и ближе, плавает над моим беспомощным телом, зрачки палача сужаются … и я просыпаюсь в холодном поту.

К середине ноября я оказался на грани нервного срыва. А тут еще случился скандал: одна девушка пыталась списать экзаменационную работу у своей сестры. Это дело раскрыл один из моих ассистентов, и дал ему ход. Случается это крайне
редко, и считается *большим* ЧП. Девушек несомненно выгнали бы из университета, если бы не одно но. Девушки были афроамериканками. Вмешались борцы за гражданские права. Но это отдельная история, о которой как-нибудь в следующий раз.

В общем, пошел к декану и говорю: " Делайте со мной что хотите, этот семестр я допреподаю, но - больше - никогда - никогда - медиков - учить - не - буду. Делайте, что хотите…" Декан посмотрел на мои чахоточные глаза, горящие мрачным светом, и ответил: "Иди с богом, старче ..."

Tags: ,

какой Вы милый

кстати о мужчинах..

но мы не о том.

друже, я в колледже НЕ ПРЗНАЛАСЬ что в премед - такие мои соратники премеды были таксебешные, а колледж мой был не фуемое, один из первых может даве и первый, я не слежу..

но да, с премедами каюк.

хорошо что попадают все же приличные. которых вы может даже не видели... они себе сделали свой би-плас или эй-майнус.. и Вы их не видели..

Re: какой Вы милый

Аааа ... спасибо за "милый"! Ну так для того и конкурс, чтобы отбирать. Из 200 человек на моем премед-курсе в Medical School попадут, может, 20, еще с десяток в биологические исследования. А остальные рассеются, кто куда. Не жалко.

знакомо до слез. только я преподаю премедам (не только, но где-то треть класса - премеды) не физику, а генетику. И каждый год. И все именно вот так, только все же лучше, потому что по биологии хоть какую-то подготовку имеют...

и да, жульничают тоже
не ловим даже белых - нет сил возиться. точнее ловим и отпускаем, припугнув.

(Deleted comment)
Добрый день, Михаил! Какими-то неисповедимыми путями я обнаружила Ваш великолепный журнал и уходить отсюда не намерена ни при каких условиях! Один только сегодняшний блестящий рассказ "Как я учил физике" - чего стоит!(безо всякой лести). Я, с Вашего разрешения, Вас зафренжу, чтобы всё Вами написанное немедленно появлялось в моей френд-ленте.
И ещё, с Вашего разрешения, утащу к себе некоторые детские "письма к Богу", собранные писателем Михаилом Дымовым, - не могу устоять! :)
Бесконечно рада знакомству с Вашим замечательным Журналом!

Света, большое спасибо за теплые слова. Очень рад что вам понравилось. Я тоже добавил вас в друзья. Будем знакомы!

Хлебная профессия просто не дается

User fyysik referenced to your post from Хлебная профессия просто не дается saying: [...] ым предметом для студентов-премедов. Изучают ее в течении года, 4 дня в неделю" дальше - весело [...]

Re: Хлебная профессия просто не дается

Ох, непросто ... а главное, учиться надо бесконечно долго.

(Deleted comment)
(no subject) (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
Никогда не сышала о русско-украинских баптистах, мормонов местных напомнили.)) У нас в школе была несколько схожая ситуация - всех гуманитариев заставляли учить физику и химию, все были в обоих предметах, что называется, ни в зуб ногой, и несчастные преподаватели со вздохами ставили пятерки там, где мы и на тройки не тянули. Хотя здесь конечно не так все страшно, физика и химия в итоге в профессиональной деятельности не требовались. Теперь я понимаю страдания преподавателей.))

Ооо... в Миннесоте очень большая колония баптистов из бывшего СССР. Связано это с тем, что изначально здесь была украинская община, еще со старых времен. Часть украинцев перебрались сюда из Канады (Виннипега и окрестностей), а часть после 2-ой мировой войны. Немцы угнали украинскую молодежь на работу в Германию, многие не захотели возвращаться на Украину после войны.
Вот эта украинская община и приглашала к себе баптистов в 70, 80 и 90-ые годы. Живут они компактно. У них есть свои церкви, и женятся они друг на друге. Поскольку большие трудолюбы, как правило, все они вполне преуспевают. К нам стричь траву приезжает некий Слава. Он из баптистов, 5 детей, и все работают в его ландшафтной компании. Поскольку молва об их высоких моральных принципах распространилась, их охотно приглашают на работу. Действительно, как мормонов.
А где вы учились в гуманитарной школе, если не секрет?

Я постоянно учу премедов, научилась дистанцироваться от их воя, а также спасать офис от затопления в слезах. Но осталось одно - когда я прихожу к врачу и он узнаёт, что я - проф. физики, как правило я слышу - я физику всегда ненавидел и не понимал. Мне хочется бежать оттуда, в чем на тот момент есть.
Да и вообще - врачей стала бояться больше. Я же их учила, пусть и на начальном этапе. Я им не верю.

О да, и чтоб дважды не вставать: у меня еще бывали студенты, которые по три раза за семестр хоронили одну и ту же бабушку (или дедушку), объясняя этим свою неуспешность. вид этого непрерывно закапываемого трупа меня еще долго преследовал. :)

Зачем врачам физика?

Серьёзно, зачем? Врачам, а не исследователям. Домашнему врачу надо уметь, осмотрев пациента и изучив анализы, поставить хотя бы общий диагноз. Хирургу надо знать, где и что находится в подведомственной ему части тела, а также как и что там можно резать. Зачем этим людям второй закон Ньютона? Зачем им знать, что такое производная, и как считать интегралы? Пусть больше времени проводят в больницах и анатомичках. Разве не так?

Re: Зачем врачам физика?

да, я тоже считаю, что мало зачем, разве что для развития ума - см мой пост ступенькой выше.. я там упоминаю байесовскую интерпретацию - известно, что 80% врачей (американских, что там в России например это вообще неизвестно), на вопрос "otherwise healthy patient's test for a rare disease came back positive. the test has 5% false positives, what's the probability that the patient has the disease" отвечают не задумываясь - 95%. Честное слово, объяснить студенту законы Ньютона и правила дифференцирования проще, чем почему этот ответ неверный. Вот и надо часть научить мозгами шуровать, а часть отсеять. Физика отличное сито.

врачи они такие врачи

User ymi_an_island referenced to your post from врачи они такие врачи saying: [...] оборудования) в каждодневной практике фундаментальные знания, например, физики. И такая пошла рубка [...]

врачи они такие врачи

User ymi_an_island referenced to your post from врачи они такие врачи saying: [...] , и что она нужна врачам-исследователям (тем более никто не спорил). Остальное -  сказала [...]

врачи они такие врачи

User ymi_an_island referenced to your post from врачи они такие врачи saying: [...] а ответил [...]

У меня конечно уровень на порядок ниже - я преподаю математику в коммюнити колледже и через нас проходит много будущих LPN и RN медсестер. Почти все они заново проходят алгебру и потом отдельный математический курс для медработников. Уровень знаний мягко говоря удручающий, и хотя они все поют знаменитую "азачемоновсенамнадо" , я все же не могу представить себе как образованная медсестра не может приблизительно прикинуть проценты, сопоставить унции и миллилитры, не говоря уже про анализ простых графиков или Scientific notation. Вся надежда на медицинских преподов, у которых стандарт очень высок, - кажется 85. А у нас и с 75 можно проскочить...
Мне рассказывала одна наша медсестра-учитель, как одна ее студентка говорит другой - "я вот забеременела, и даже не знаю как это случилось...." Преподавательница чуть со стула не упала, - "и вы надеетесь стать медсестрами???"

ну студентка наверное имела в виду, что она не точно знает в каком именно эпизоде бурной жизни это произошло?

(да, как же облегчилась жизнь, когда наш RN-department решил, что медсестрам необязательно брать Intro Biology. Это была отдельная коррида... дроби они честно складывали 1/2 + 1/3 = 2/5)

моим самым первым классом были премеды, причем четвертый курс - ядерный магнитный резонанс и инфракрасная спектроскопия на самом первом занятии

я чуть не рехнулась. Профессор был старый дуб и не умел пользоваться прибором 1965 года изготовления, спихивая ответственность на тиэя, т.е. меня.

Я еще не понимала тогда, как себя поставить, на что нажать. Меня спас чужой абстрактный профессор, он потом стал моим ментором, это настоящий южный джентельмен.

И да, и рыдали, и угрожали, и хамили, и декану жаловались, и даже грозили меня выгнать из университета. Но наш чаирман был за меня, эксцентричный физхимик.

Но некотрые дети запали мне в сердце на всю жизнь - они меня любили, и я их любила. Сохранилась лабораторная тетрадка с признаниями в любви, шутливыми и не совсем.

На следующий год меня перевели к медсестрам и там я воскресла и отдохнула душой. И только летом читала премедам лекции, и там опять был мир и любовь.

Получилось что я взяла к себе в лабу трех детей из одного класса, они работали у меня, опубликовались, поступили и через год и стали хорошими врачами.

интересно, Восемь... а подробнее у себя и подзамком? плиз.. интересно...

Молечка, а что именно? Я могу и не под замком, скажите, что

ой, щто мне не попало, случайно увидела. что - про детей и как они попали в лабу...

Феерическая история! Некоторые комменты сразили наповал. Особенно те, где сами врачи сомневаются в нужности им физики. Я, конечно, живу и преподаю в параллельной вселенной, но все Ваши проблемы мне близки, как никакие другие. Представьте себе будущих архитекторов, у которых напрочь отсутствует пространственное мышление, которые не способны выразить карандашом свои мысли! Это моя "физика для премедов" :) Как нибудь расскажу поподробнее.

из врачей тут никто, по-моему, не сомневался в важности фундаментальных знаний (но я уже понял, что у нас с врачами просто разное определение того что такое фундаментальные знания).
А вот для архитекторов, по-моему, фундаментальные знания (pun intended) как раз очень нужны. Потому что каждое проектируемое здание уникально, стоит на другом грунте, чем предыдущее и нужно мал мал посчитать какой-нибудь сопромат, чтобы понять, а рухнет ли вся эта фигня, если ее построить. Ключевой момент здесь - уникальность каждой следующей задачи, в результате чего каждую надо решать from first principles.