Previous Entry Share Next Entry
Еще немного о медицинском образовании
traveller2


Мой предыдущий пост (http://traveller2.livejournal.com/239990.html) неожиданно завел *большое* обсуждение. Никогда еще у меня не было столько комментариев. Поэтому я решил добавить еще немного, а заодно и постараться ответить на один из вопросов, по которому дебаты были самыми оживленными.

Вот эта девушка справа, невеста - дочь моего доброго друга. Мама бросила ее и мужа и ушла к другому мужчине, так что девочку воспитывал отец. Но это так к слову. Я хотел о другом. Как это часто случается с умными девушками, в 18 лет она поступила в университет. А закончила резиденту, получила степень MD, и право на самостоятельную клиническую работу только в 34 года. Причем никаких перерывов в обучении не было. Легко сосчитать, что от начала до конца прошло 16 лет. Правда, в резидентуре она получала кое-какую зарплату. Но и работала 70 часов в неделю. Спрашиваются, при такой жизни, где могут встретиться молодые люди? Правильно, в той же резидентуре. Ее муж Саша, окончил на год позже, и сейчас оба работают в одном из крупнейших госпиталей в Нью-Йорке.

Я не знаю точно как разбивается процесс по годам у врачей. Моя дочь Аня (но фото слева) доктор психологии (будет через два месяца, тьфу-тьфу-тьфу), даже не MD. Ее специальность clinical child psychology. Она работает с детьми больными аутизмом, синдромом Дауна, рожденными от матерей-наркоманок, и с прочими функциональными (т.е. нефизическими) повреждениями мозга и нервной системы. У нее было так: 4 года, чтобы получить бакалавра, два года интернатуры, еще два года чтобы получить мастера, и еще два года интернатуры. После этого, в принципе, она уже получила право работать с больными детьми, но только под наблюдением старших товарищей. Плюс 5 лет в School of Psychology чтобы получить лицензию для самостоятельной работы. Итого 15 лет.

Но это еще не все. На разных этапах обучения приходится платить, и немало. К концу образования молодой врач подходит, как правило, с долгом за плечами в 100-200 тысяч долларов или больше. Кому как повезет. Вот так работает американская медицинская образовательная система. Эффективна ли такая организация?

Теперь о том, нужна ли врачу физика. Здесь высказывались разные точки зрения. Мне кажется, что общие представления о базисных физических законах врач должен иметь. В своих лекциях я всегда старался выявить неразрывную связь таких законов с жизненной цепочкой. Скажем, вывели на лекции формулу для периода колебания маятника в зависимости от его длины. Тут я и спрашиваю: "А как использовать эту формулу, чтобы связать оптимальную скорость пешехода в долгом переходе с длиной ноги от коленного сустава до ступни? Почему эта длина составляет около 50-70 см?"

Задаю я этот вопрос и вижу, как у любознательной части аудитории начинают дымится мозги и появляется блеск в глазах. Если они найдут правильный ответ, то он останется с ними на всю жизнь …

PS. Дорогие френды, старые и новые! Я еще не успел прочесть все ваши комментарии к http://traveller2.livejournal.com/239990.html, но обязательно прочту, со всеми познакомлюсь и отвечу.

  • 1
какие 70? небось 110 в неделю работала.. до "новых правил"

но ничего, оно проходит...


а физика врачу НУЖНА! что бы там Уми не мяукал.

а девочки обе чудесные, мазл тов...

Edited at 2012-03-18 05:31 am (UTC)

Спасибо! И да, согласен, нужна!

Миша, а дочь на вас очень похожа

Юля, воспринимаю как комплимент. Спасибо!

Здравствуйте!Мне было интересно читать Ваш журнал и я на него подписалась:))

Спасибо за оценку.

Всегда приятно смотреть на невест))

Согласен. И эта невеста особенная. Судьба ее не баловала. Но она все равно осталась очень доброй, мягкой, нежной и скромной.

Зачем козе баян?

Уважаемый Михаил Аркадьевич,

Никто не спорит, что будущим врачам нужна физика. Вопрос лишь в необходимом объёме знаний. Ну, зачем им, спрашивается, умение выводить формулу периода колебаний маятника? Тем более, что человеческая нога, кажется, больше похожа на связанные маятники из Первого тома -- так не объяснить ли им сразу принцип наименьшего действия в системах со связями? Заодно и освежат множители Лагранжа, которыми их потчуют в курсе матанализа.

Мне кажется, что подавляющему большинству врачей хватило бы курса физики в объёме 6-го -- 7-го класса старой советской школы. Ну, усилим его газовыми законами (их, кажется, проходили в 8-м или 9-м?). А производная-то зачем? Представьте, что Вас в Физ-Техе заставили бы подробно изучать мировую литературу или историю живописи. Для общего развития, так сказать. Не знаю, кто как, а я был бы страшно недоволен: во-первых, эти предметы мне даются с огромным трудом, а во-вторых, на них тратится дорогое время, которое можно использовать для расширения и углубления физических знаний.

Re: Зачем козе баян?

Я давно отвык от обращения по отчеству. А мы с вами были знакомы в "предыдущей" жизни?
Мне кажется, вы в полемическом задоре взяли слишком крутой курс. Разумеется (и тут я с вами согласен) глубокие детали физической теории и специальные продвинутые топики будущим медикам не нужны. Но, как мне кажется, нужна общая картина базисных законов мира. Действительно, на уровне хорошей московской школы, скажем 57-ой.
Ну а производные на самом деле только упрощают формулировку этих базисных законов. Кстати, с производными как раз особых проблем нет, поскольку calculus преподается на вполне разумном уровне в большинстве школ. Проблемы именно с физикой, конкретнее с пониманием того, как основной закон преломляется в физической задаче. Например, спросишь о законе тяготения Ньютона - заучили наизусть. А попросишь сравнить вес человека на Земле и Луне - все, конец, из 200 сообразят только 10. Нет аналитических навыков в этой области - увы ...

да, экое осиное гнездо расшевелилось, видать наболело

главная проблема - это неумение решать задачи. и это гораздо шире чем образование премедов. Вот даю я сильной студентке задачу:
"Птица может отложить любое число яиц от 0 до 10. Вероятность выживания птенцов падает линейно, так что если птенец в гнезде 1, то он выживает с вероятностью 0.9, а если 10, то не выживает никто. Сколько яиц должна откладывать птица для максимизации числа выживших птенцов?"
Ступор, хотя в процессе выясняется, что каждый шаг понятен - написание уравнения, нахождение производной (что тут даже не обязательно, задача решается алгеброй тоже), нахождение максимума. Но все вместе - не могут. Какой шаг следующий, после объяснения предыдущего - не могут. Не учили. Multiple choice, будь он неладен.

Истинно так!

Уважаемый ymi_an_island,

Вот! Мне кажется, что большинство людей вообще не способно решить такие задачи, даже если Вы вдолбите им производную от х^2 и способ нахождения максимума фунцкии. Трагедия в том, что американские школы и колледжи не учат решению нешаблонных задач даже тех немногих, кому это по силам.

Ничего себе тут бурные дискуссии.) Поздравляю с докторской дочки! Очень интересная профессия, моя свекровь в той же специальности, но работает преимущественно с детьми с психологическими травмами, обязательно поинтересуюсь сколько лет она училась. Я почему-то была уверена, что психологи получают возможность практиковать значительно раньше, чем врачи.

Последние 5 лет нужны для получения лицензии на самостоятельную клиническую работу. Если под наблюдением, до достаточно мастера.

использовать эту формулу?

Миша, а вдруг у Вас остались записи Ваших лекций по физике для медиков?
Если возможно - Я был бы очень рад почитать...
( Ваши лекции по теорфизике хранятся у меня плотным фолдером, только не понять))))
Спасибо, Роман

Re: использовать эту формулу?

Надо поискать в старых коробках... Если что найду, напишу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account