traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

Categories:

Часы



Тик-так, тик-так… Эти часы достались мне от деда. В бессонные ночи, когда мысли, теснясь, перескакивают друг через друга, я слышу, как они бьют: бом - полпервого, бом - час, бом - полвторого, бом-бом…

Сделал их безвестный немецкий мастер полтора века тому назад. Сделал на совесть. Если они и ломались, то только по вине владельцев. Дед рассказывал мне, как они попали к нему, но что я, мальчишка, - в одно ухо влетело, в другое вылетело. Кто-то ему их подарил, то ли до Первой мировой, когда он жил в Киеве и зарабатывал на хлеб шитьем брюк, то ли уже после, когда он вернулся в родной Мозырь. К середине 20 годов у него была жена, трое маленьких детей, швейная машинка Зингер, которая кормила всю семью, и эти часы. Однажды под вечер к нему зашел его друг, латыш, который служил в ГПУ. "Янкель, - сказал он, - пришли списки на арест буржуазных элементов. Завтра мы за тобой придем. Беги."

Кто знает, почему он попал в этот список … наверное из-за Зингера. За пару часов он организовал подводу и погрузил семейство. Часы они взять не могли, а вот машинку взяли. 50 верст до железнодорожной станции. Сели они на первый проходящий поезд, и покатили по всей стране. Докатились аж до Сибири, и осели в Бийске.

Прошло несколько лет. Волна безумия пришла и в Бийск. История повторилась, только на этот раз бежали они в Москву, и детей было четверо, и еще приемная дочь. Несколько позже, туда, в Москву, приехали из Мозыря и чудом уцелевшие часы.

Когда я уезжал на работу в Швейцарию в 1989 году, все мои пожитки остались под присмотром родителей. Шесть лет спустя уехали и родители, а вещи на сохранение были оставлены родственнику, который переправил их в гараж, где они потихонечку умирали. Кажется в 2001 году Рита была в Москве, и разыскала эти часы, уныло лежавшие в углу гаража, без гирь, которые были утеряны, с разломаным маятником. Отстояв пару дней в очереди и заплатив налог, она получила разрешение на вывоз.

Я в это время был в Эрлангене, заканчивал работу с моим немецким соавтором Фридером Ленцем. Рита вместе с часами прилетела в Мюнхен, где я ее и встретил. Круг замкнулся, часы вернулись на ту землю, где они были когда-то рождены.

Но на этом их приключения не закончились. Через пару дней мы должны были ехать в отпуск, в Бретань, где я снял на неделю домик на океане, близ деревушки Гидель. Накануне отъезда произошло нечто, что потребовало медицинского вмешательства, и мне вкололи дозу обезболивающего наркотика.

Надо сказать, что это произвело на меня самое благоприятное воздействие: через пару часов, на большом подъеме, я отправился в ближайший Sixt брать машину напрокат. Счастливо улыбаясь, я пропустил мимо ушей, все, что говорил мне клерк, тем более, что все равно по-немецки мало понимаю.

На следующее утро, все еще на подъеме, мы отправились на северо-запад, миновали Аахен, Бельгию, въехали во Францию, встали на autoroute, и тут машина - чих чих чих - зачихала и остановилась.

Была суббота, сезон отпусков, пустынно. Откатив машину на обочину, мы отправились на поиски аварийного телефона (мобильников тогда у нас не было). Телефон нашелся довольно быстро, в Sixt'e нас выслушали и сказали: "Диктуйте адрес, высылаем аварийку." Когда я объяснил, где мы находимся, они (не побоюсь этого слова) с большой радостно воскликнули: "Аааа, так вы на платной дороге! Туда мы не ездим. Ее обслуживают владельцы."

Что делать, уныло бредем обратно….... сюрпиз: нет машины, а вместе с ней исчезли и документы, и вещи, и деньги, и драгоценные часы.

Если бы наркотик уже не действовал, я бы запаниковал. А так, отнесся к происшествию со спартанским спокойствием, паниковала Рита.

Через 10 минут, подъехала обслуга дороги. Они радостно нам сообщили, - je suis desole – что они просто отбуксировали нашу машину на островок безопасности, чтобы в нее никто не въехал. "Да вы не волнуйтесь, - сказали они, - мы вас сейчас туда подбросим, всего-то километр, а в понедельник выйдут из отпуска наши техники, они посмотрят, в чем дело ☺.

Я думал, что они шутят, но нет, выбросили на островке и уехали.

Я поднял капот и тут же опустил. Не мое. И тут боги наслали на меня дурацкую (но счастливую) мысль: а что если просто бензин как-то вытек? Проверить это нормальным способом было никак нельзя, поскольку мотор не заводился. Оставив Риту в качестве сторожа, чтобы теперь уже точно она (машина) больше не испарилась, я сбегал в лесок, срезал ветку. Прихожу, открываю крышку бензобака с целью эту ветку туда засунуть. Мое внимание совершенно случайно привлекли какие-то буковки на крышке с обратной стороны. "Рита, - говорю я, - а что это за буковки?"

-- Diesel only!

И тут в мой затуманенный мозг ударила молния и враз осветила все вокруг. "Рита, - кричу я, - мы то в Бельгии заправились высокооктановым бензином!"

Тик-так, тик-так… Уходят часы. Уходят друзья ...

Владимир Витковский. Часовщик.


Владимир Любаров. Часовщики.





1913 год, Мозырь. Здесь деду 21 год.


Дед Яша и бабушка Броня вскоре после войны.


Вот, что пишет об этом снимке моя двоюродная сестра Марина: фото сделано на протезном заводе в Москве. После войны он становится обьектом чрезвычайной важности. На нем создавались руки и ноги из натуральной к пациентами или клиентам кожи,замши и всего того, что максимально было приближено к человеческой плоти. Мой дед Яков Исаакович, (на фото), проработал на заводе до середины 60-х,по-моему. Он был уже стар, но его не отпускали на пенсию. Он обладал уникальным опытом и был просто талантлив в своем деле. И ему было жалко всех этих несчастных... Остановка 23 трамвая так и называлась "Протезный завод". Это где-то между станциями метро Аэропорт и Сокол.
Tags: bio, Часы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments