traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

Category:

Теория и Пэн

chagall_angels[1]

У меня есть теория. Что все дети рождаются талантливыми, но потом, постепенно, по мере взросления у большинства детей отделы мозга, управляющие талантами, атрофируются из-за невостребованности. Исключение составляют немногие счастливчики, кому в жизни попадется Учитель, с большой буквы, или у кого есть Родители, с большой буквы. На голом месте дары божьи не прорастают. Теория эта возникла у меня очень давно. Когда-то мой старший коллега из Новосибирска поделился со мной наблюдением. В 1960-ые годы он участвовал в проведении физических олимпиад в Сибири. Первый тур был заочный. Они рассылали условия задач во все школы, а потом собирали ответы и проверяли их. Мой коллега заметил, что из некоторых даже больших городов типа Новокузнецка ответов было мало, и все неправильные, но изредка из некоторых захолустных городков или даже богом забытых поселков приходило сразу несколько правильных ответов, и всегда из одной и той же школы. Он этим феноменом заинтересовался и, опросив школьников после второго (очного) тура, выяснил, что во всех таких случаях в школе был Учитель, зажигавший детские сердца и умы.

Потом у меня было много аспирантов, богатый опыт, и моя первоначальная гипотеза переросла в теорию. У самых сильных аспирантов в детстве всегда были яркие учителя, которых они помнили много лет спустя. Кстати я вспоминаю свою математичку, Валентину Александровну, с глубокой благодарностью почти полвека спустя.

Но однажды у меня зародилось сомнение, показалось, что я нашел контр-пример. В Ницце, в музее Message Biblique, где собраны божественные (в прямом смысле этого слова) витражи Шагала и многие его работы последних лет, мне вдруг пришла в голову мысль: "Вот Марк Шагал, родился в Витебске, провинциальном белорусском городке, где больше половины населения тогда было еврейским и религиозным, вдалеке от тогдашних культурных столиц, Петербурга и Москвы, учился 4 года непонятно чему в ремесленном училище на все тройки, мать была лавочницей и платила за его обучение 8 рублей в год, а талант - и какой талант - пророс … волшебное дерево посередине пустыни. Значит, такое бывает?"

Витебские мотивы в конце жизни.



Эта загадка мучила меня многие годы. И вот вчера я случайно узнал (мог бы и раньше, shame on me!), что Шагал - это не исключение, а подтверждение моей теории. Что у него в Витебске был Учитель, ныне практически забытый художник Пэн (имен у него много, в разные времена он звался: Иегуда, Юдель, Юрий, и отчеств тоже много, Моисеевич, Мойшевич, Мовшевич, но все это - один и тот же человек).






Википедия сообщает, что родился Пэн в 1854 году в Литве, работал маляром в Латвии, как-то пробился в Петербург, в Академию художеств, с 1880 по 1886 год учился у Чистякова и Лаверецкого, потом в Риге познакомился с бароном Н. А. Корфом, который пригласил Пэна в свое витебское имение. В 1891 году поселился в Витебске и спустя год открыл там частную Школу рисования и живописи, существовавшую до 1919 года, когда она была преобразована Марком Шагалом в Витебское художественное училище, существовавшее до 1941 года. Учениками Пэна были Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон. (Кстати, про Цадкина на самом деле неясно. Хотя он тоже из Витебска, и писал Пэну письма из Парижа, нет прямых свидетельств, что он у Пэна учился.)

Некоторые работы Пэна:



Молодой Шагал (тогде его еще звали Мойше).







Жизненный путь Пэна не был усыпан розами, а после прихода к власти большевиков и вообще сошел на нет. В 1937 году он был убит при не очень ясных обстоятельствах. После него осталось около тысячи полотен. Хотя он всю жизнь бедствовал, работ своих никогда не продавал. Когда его спрашивали почему, он отвечал, что вдохновение не продается. Кроме живописных работ от него остался огромный архив: он вел переписку со всеми своими учениками. В начале войны, все это было отправлено из Витебска на хранение в самарский (или саратовский? не помню) музей. До музея дошло, но там большая часть архива и работ пропала. Возможно сейчас у кого-то в частном собрании. Так или иначе, после войны в Витебск вернулись крохи.

Когда Марк Шагал перерос своего учителя, они по-видимому поссорились. В письме Цадкину Пэн упоминает, в отрицательном контексте, "шагаловщину".

В заключение, еще пару работ Шагала из музея Message Biblique.

Песнь песней.



Рай.





PS: В ЖЖ о Пэне есть две заметки у kykolnik, от 18 марта 2011.
А о Цадкине есть интересная статья Лисова:
http://chagal-vitebsk.com/node/200
Есть у меня подозрение, что сейчас в Витебске никакой Школы не осталось, и Учителей тоже. 70 лет советской власти ...

PPS:

Tags: bio, Пэн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →