traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

Category:

Разрыв 5.

Предыдущий фрагмент см. http://traveller2.livejournal.com/332862.html

Nikolay_Feshin_6

Сколько раз я был свидетелем того, как крепкие семьи - супруги вместе 10 - 20 лет - распадались через несколько лет после переезда в Америку… Одна из причин, конечно, стресс, который неизбежен при разрыве всех привычных связей. Но, на мой взгляд, эта причина неосновная. Восприятие мира и некоторые жизненные ценности, которые кажутся незыблемыми и данными раз и навсегда в одной среде, зачастую теряют свою притягательность в другой. Женщины как правило понимают это раньше мужчин. На первый взгляд тут есть парадокс. Действительно, биологически (эволюционно) женщины должны быть более консервативными, а реакция мужчин - так уж случилось в ходе эволюции - более динамична. На самом деле парадокся тут нет. Решение о переезде из Казани в США принимал несомненно Николай Фешин, и как мы видели в одном из предыдущих постов, сделал это по существу без консультации с женой. Она и дочь последовали за ним. Однако коль скоро это было сделано, по другую сторону Атлантики, Александра осознала реалии американской жизнии гораздо быстрее мужа. Например, как я уже упоминал, изучение английского языка у нее заняло 5 месяцев, а у Николая Фешина несколько лет.

Так или иначе, в 1932 году Александра потребовала у мужа развод. Произошло это в Таосе, маленьком городке в Нью Мексико, о котором я еще расскажу. Александра влюбилась в местного поэта и издателя Спада Джонсона.

Центральная площадь Таоса сейчас *

800px-Taos_plaza_la_fonda



Это тоже нередкое явление. Женщины, рано вышедшие замуж и попавшие в патриархальную семью, если жизнь их не замордует, к 40 годам достигают ментального и сексуального расцвета. Позднее дочь Ия писала (кстати, по-английски Ия транскрибировала свое имя фонетически, Eya), что Александра устала жить в тени мужа, устала от его взрывной и импульсивной натуры. Мне кажется очевидным, что по-своему Николай Фешин любил жену, он писал ее (или ее и Ию) десятки раз. Развод, последовавший в 1933 году, был для него и неожиданностью и ударом. Переписка между бывшими супругами продолжалась до 1938 года. Николай Фешин хотел вернуться в Таос, к жене, но Александра этого не хотела и отвечала холодно.

Nikolay_Feshin_40

Теперь я вернусь в середину 1920х, в Нью-Йорк, где Фешин сразу же попал в круг знаменитостей. 18 его работ включили в ежегодную Зимнюю выставку Национальной академии дизайна, на которой Фешин получил приз Томаса Р. Проктора в разряде портретной живописи В этой выставке участвовали, в частности, Борис Анисфельд, Давид Бурлюк, Лев Бакст, Василий Кандинский. А в 1924 году прошла его персональная выставка в Чикаго, на которой были представлены 22 работы. В 1925 году прошла выставка Фешина в нью-йоркской Arden Gallery. Почти все из выставленных 32 работ были сразу же проданы.

Автор статьи в Вики пишет, что открывшийся туберкулёз был следствием потрясений предшествующих лет. Не знаю, возможно такое с медицинской точки зрения. Мне кажется, невозможно. Но так или иначе, Фешиным пришлось искать новое прибежище. В 1924-26 годах они объездили несколько южных штатов и Калифорнию, и нигде им не понравилось настолько, чтобы решиться там осесть. И тут … Мэйбл Додж Люхан - основательница знаменитой колонии художников Таоса, покровительница искусств, журналист и состоятельная дама, пригласила Фешиных провести лето в Таосе, в Нью-Мексико. Позднее Фешин вспоминал, что годы, проведенные в Таосе, были самыми счастливыми и плодотворными в его жизни.

new_mexico_desert

Если вы ездили на машине по Нью Мексико, то уже никогда не забудете его сюрреальные, "марсианские" пейзажи: красная почва, поросшая (негусто) самыми разнообразными кактусами и колючками, красные холмы и невысокие горы. Чем выше в горы, тем больше влаги. Полупустынные кактусовые заросли сменяются более привычными деревьями, типа сосен. Под ними заросли белых грибов, которые никто не собирает.

166876F9-188B-3B72-2E95DA2832C0C918

По площади этот штат пол-Франции, а население даже сейчас всего 2 миллиона, что же говорить о середине 1920х? Редко разбросаны небогатые фермы и ранчо. Города по сути дела только три: промышленная Альбукерка, (небольшой) Лос Аламос, где во время второй мировой войны ковалось американская атомная бомба и где сейчас расположена ядерная лаборатория, и Санта Фе - город художников (http://traveller2.livejournal.com/229663.html).

Деревушка Таос была основана возле индейского поселения еще в до англо-саксонский период Америки, испанскими конкистадорами в 1615 году. Тогда она называлась Fernandez de Taos. Художники начали селиться в Таосе с 1898 года. Со временем она стала американским Барбизоном. В 1919 года здесь поселилась известная покровительница художников Мэйбл Додж Лухан.

Nikolay_Feshin_22

Nikolay_Feshin_27

Именно она и пригласила Фешиных. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) Таос стал центром американского модернизма, хотя в деревне тогда было всего 650 жителей и не было электричества. Вот что пишет Галина Тулузакова: "В этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни, и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке."

Nikolay_Feshin_28

В 1927 году Фешины начинают строить собственный дом в стиле адобе. Что такое адобе? Большой "кирпич" сработанный из высушенной на ярком солнце Нью Мексико глины и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием "терра байета". Я не был в Таосе, но в близлежащем Санта Фе разрешено строительство домов только двух стилей: адобе и испанский колониальный.

Nikolay_Feshin_41

Nikolay_Feshin_113

Двухэтажный дом Фешин строил во многом своими руками в течение шести лет. Фешин был и архитектором. Сохранились его карандашные архитектурные наброски. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле. Марина Нащокина вспоминает "…белизну неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы." Все это украшено резьбой с элементами казанской геральдики – змея Зилана, головы коня, птиц, знаков солнца и воды, священного дерева.

Дом Фешиных *

634x375PEr_3_692

634x375PEr_4_693

634x375PEr_5_694

Гостиная * ( может, и не гостиная?) *

800px-Fechin_House_-_Daughters_Playroom
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments