traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

Categories:

Вопросы

images

Милая Маша akme_, у которой недавно родился сын, написала мне письмо с вопросом:

"Давно хочу спросить у вас и вот наконец дозрела. Вы описываете множество биографий успешных ученых, и в жизни наблюдаете множество людей этого типа и я вот хочу узнать: видите ли вы что-то общее во всех этих биографиях? Возможно вы можете выделить какую-то общую черту или точку, или предпосылки в биографии, которые делают из простого мальчика физика? Или уж если совсем грубо, можно ли вырастить физика? :) Да, да у меня тут имеется маленький мальчик и я не то, чтобы уже строю планы на его великое научное будущее ))), но просто раздумываю, как из младенцев получаются ученые?"

Тут вряд ли может быть универсальный ответ, но попробую порассуждать вслух. Или, лучше сказать, давайте подумаем вместе.

Мне кажется, что самое главное - показать ребенку, что наука - дело весьма завлекательное и интересное. Не менее (скорее, более) интересное, чем компьютерные игры. Скажем, в 10-13 лет дети одинаково открыты ко всему, в них еще живы все таланты и способности, которыми бог их наградил при рождении. Потом, постепенно жизнь их (таланты и способности) забьет, если ребенка вовремя не сориентировать в правильном направлении. Есть очень много увлекательных детских книг про науку. Мой собственный путь, пожалуй, начался с чтения "Таинственного острова" Жюля Верна, где подробно и авантюрно рассказывается, как знания можно превратить в нечто вещественное даже в экстремальных условиях. Потом я глотал научную фантастику, которая и привела меня к вопросам о том что и как устроено в природе. В 10м, выпускном классе решающую роль для меня сыграли "Фейнмановские лекции по физике", которые только что тогда вышли в русском переводе. Систематически учиться по ним вряд ли можно, но если освоить школьный учебник, их можно читать как поэзию. В мое время школьные учебники раздавали за несколько дней до 1 сентября. Они еще пахли типографской краской. Этот запах я люблю до сих пор. Учебник по физике я прочитывал еще до начала учебного года, хотя конечно кое что и пропускал.

Многие из моих коллег, как российских так и американских, начинали со школьных олимпиад. Очень известный физик и автор нескольких популярных книг Лиза Рандалл кажется то ли в 13 то ли в 15 лет входила в американскую сборную команду для физической олимпиады. В России это вообще стандартный путь.

Правильная школа (или хотя бы класс) имеет ключевое значение. Если в классе идет соревнование между учениками по принципу у чьих родителей круче тачка или кто где отдыхал, - это ядовитая среда, пробиться через которую умному ребенку очень трудно. И наоборот, если ядро класса составляют мальчики и девочки, увлекающиеся наукой, не важно какой, то это создаст положительный когерентный эффект. Лидером станет тот, кто больше читает, больше знает и быстрее соображает. За ним потянутся и другие. Для мальчика в возрасте 13 лет очень важно, чтобы нашлась хотя бы одна девочка, которая будет восхищаться им не из-за того, что у него дорогие джинсы, а потому что он самый умный. Ясно, что в обычной школе такое вряд ли случится.

Ну и наконец, последнее. Ребенка нужно приучить к рабочей рутине. Чтобы он не бросал задачу, если она не получилась в течении первых 15 минут. Хорошо бы, что бы он или она понимали, что фан не обязательно приходит сразу, иногда сначала надо много поработать, "попотеть", и только потом придет радость от полученного результата. Это похоже на уроки музыки. Сначала занудные гаммы, а удовольствие позже.

Умение и желание преодолевать барьеры - ахиллесова пята нынешних тинейджеров. Особенно это заметно в Америке, не знаю как в сегодняшней России. А ведь преодолевать барьеры можно тоже с удовольствием, если родители покажут как это делается на собственном примере.



Еще один вопрос прислала Софья sofa_evgenjevna

"Объясните мне хоть Вы, чем евреи "не такие" и так не угодили другим народам?
У меня болгарская фамилия, мой отец на четверть болгарин ( хотя прабабка была гречанкой ). Для моих одноклассников ничего примечательного в ней не было, т.к. мой родной город мультинациональный - много русских, болгар, немцев, евреев, греков, цыган. А вот в университете все прямо прицепились - вот ты еврейка и все тут! Возможно немного они и правы - моя бабушка по маминой линии действительно еврейка ( документально доказать сейчас невозможно, т.к. она сирота, в 1942 году в возрасте 2 лет она оказалась в детском доме. Какие-то добрые люди сделали документы, дали ей свою фамилию и отдали в детдом. Почему не оставили ее у себя никто не знает. После ее удочерила пожилая пара бездетных украинцев. Они забрали все документы - и настоящие и подделанные и избавились от них. У моей бабушки очень сложная судьба, эти родители, к сожалению, исковеркали ее судьбу ранним замужеством, не дав поступить в медицинский. Все это мы узнали от родственницы ее приемных родителей - решила все таки рассказать, у нее была 4 стадия рака. )
Одногруппникам я этого не рассказываю, но шепчутся за спиной. Неприятно."


Я вынашиваю ответ на этот вопрос. Но пока еще не выносил. Может быть, тем временем, кто-нибудь возьмется ответить?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments