Previous Entry Share Next Entry
24 декабря
traveller2
DSC_0339

Сегодня нерабочий день - Сочельник накануне Рождества для большинства христиан. Университет закрыт. В институте кроме меня два-три человека. Все разъехались на рождественские каникулы. Американцы - по Америке, европейцы улетели в Европу, а китайцы в Китай. С утра и до обеда я работал над очередной статьей, а потом решил, что пора отдавать ЖЖ долги. Попробую написать короткий рождественский пост а заодно ответить на вопрос Софьи Евгеньевны sofa_evgenjevna, который был задан в предыдущем посте.

Я конечно не историк и не теолог, в википедии рыться не хочется, поэтому напишу по памяти, что знаю, изложу мое скромное понимание. Пусть более знающие френды меня поправят.

Вопрос Софьи Евгеньевны:

Объясните мне хоть Вы, чем евреи "не такие" и так не угодили другим народам?… … моя бабушка по маминой линии действительно еврейка. ... Одногруппникам я этого не рассказываю, но шепчутся за спиной. Неприятно."

Star_of_David

Когда-то евреи были маленьким семитским племенем кочевавшим по Ближнему Востоку. Семитских племен было великое множество: начиная от могущественных ассирийцев и вавилонян, до финикийцев и эфиопов. Сейчас семитов осталось на земле гораздо меньше. Это прежде всего арабы, амхара и тигре в Эфиопии, евреи и мальтийцы - вот, пожалуй и все. Кстати, несколько лет назад у меня была аспирантка из Эфиопии, которая говорила на амхарском языке. Образование она получила в Италии. Очень симпатичная и умная девушка. Потом она куда-то исчезла. Наверное, замуж вышла …

ethiopian

Но это я уклонился.



В те древние времена у евреев было свое маленькое государство со столицей в Иерусалиме. По крайней мере три царя этого государства известны всему миру из Библии. Самый известный Соломон, слава о мудрости которого разошлась по всему Ближнему Востоку. Царица Савская специально приехала в Иерусалим, чтобы зачать от него сына. Соломону очень хотелось сначала взглянуть на ее ножки, и он придумал хитрость…

16

Царица Савская прибывает во дворец к Соломону, by Sir Edward John Poynter

А так, согласно археологам, она могла выглядеть

Saabankuningatar

Стоп. опять я уклонился! Так дело не пойдет.

Жители этого государства занимались скотоводством и разными ремеслами и в общем-то ничем не отличались от соседей кроме одного - религии. Все вокруг имели пантеон богов, по нескольку на каждый случай жизни, а евреи верили в единого абстрактного бога, которого даже и изобразить нельзя. Бог избрал евреев в качестве "своего" народа и дал им (через Моисея) десять заповедей типа "не убей", "не возжелай жены своего ближнего" и т.д. Сейчас они кажутся тривиальностью, но в те далекие и жестокие времена это была настоящая революция в общественной морали. Для сравнения можно вспомнить о Молохе у карфагенян (Карфаген был финикийским торговым поселением в сев. Африке), в огненную пасть которого каждая женщина должна была бросить своего перворожденного сына.

Мало кто обращает внимание, но заповеди Моисея вошли в ткань современного мироустройства, так же как и семидневная неделя с отдыхом в конце недели.

Восточное Средиземноморье, где (не)посчастливилось жить евреям, было очень неудачным и неспокойным районом, где пересекались интересы могущественных держав, постоянно находившихся в состоянии войны друг с другом. Надо сказать, что и 12 еврейских колен тоже не были идеально-уживчивыми родственниками-соседями. Для моего рассказа существенно, что за пару сотен лет до нашей эры римляне разгромили всех врагов, создали мощнейшую империю и начали неудержимую экспансию на запад, восток, север и юг. В 37 до н. э. римляне возвели на престол в Иудее марионеточного правителя царя Ирода, а в 4 году н. э. полностью аннексировали эту маленькую страну и установили прямое правление, провозгласив её римской провинцией — Провинция Иудея (лат. Iudae). Примерно как Россия аннексировала Кавказ в 19 веке. Об отношении евреев к Ироду говорит тот факт, что его имя стало нарицательным для обозначения извергов всякого рода.

Известно, что евреи в среднем весьма упрямы. Естественно, они были крайне недовольны чуждыми римскими порядками, которые римляне насаждали с несгибаемым упорством. Недовольство выливалось в большие и меленькие восстания против римских властей и их местных сатрапов. Восстания вспыхивали постоянно. Зелоты подстерегали римских легионеров и убивали их. Кончилось тем, что в 66—71 гг. вспыхнуло особо кровавое восстание, описаное Иосифом Флавием, в книге "Иудейские войны", которую я советую всем прочитать. Оно охватило всю Палестину и соседние области Египта и Сирии; в Александрии, Дамаске и других городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч человек. В 70 г. нашей эры превосходящие силы противника (т.е. римлян) овладели Иерусалимом и сравняли его с землей. Защитники Иерусалима либо были убиты, либо захвачены в плен и проданы в рабство. А большая часть еврейского населения была изгнана из Иудеи. Их вынудили бежать в чужие края, и постепенно они рассеялись по всей Римской империи, которая в то время включала в себя всю сев. Африку, всю зап. Европу, включая Англию (но не Шотландию), юго-восточную Европу и нынешнюю Турцию.

Эрколь де Роберти. Падение Иерусалима

Ercole_de_Roberti_Destruction_of_Jerusalem_Fighting_Fleeing_Marching_Slaying_Burning_Chemical_reactions_b

Такое вот начало истории. В качестве подстрочного замечания замечу, что все европейские алфавиты выросли из финикийского письма, либо через греческое либо (чаще) через римское посредство. И еще одно обстоятельство. Еврейская диаспора уникальна. В какой-то (небольшой) мере ее можно сравнить только с армянской, но последней всего-то сотня лет. Кстати, армяне так же как и евреи прошли через геноцид.

Здесь я прерву историю евреев, и перейду к христианству. В отличие от римских граждан, которые были богаты и всем довольны, наслаждались боями гладиаторов и проводили время в окружении сомна красивых сексуальных рабынь, в бедной Иудее еще до римского завоевания все время шло интеллектуальное брожение. Недовольные официальной линией иудаизма (точнее, практикой ее исполнения) соединялись в секты разного толка, которые то возникали то распадались. Оппозиционеры уединялись в пустыне или проповедовали свои идеи на рыночных площадях. И они - идеи - не падали на каменистую почву, а попадали в горючую смесь.

Из Кумранских рукописей мы знаем, например, об общине ессеев (2-1 века до нашей эры), которая развила некоторые принципы схожие с ранним христианством, например:

• чтить Бога;
• быть справедливым ко всем;
• никому не вредить;
• быть врагом неправды;
• обличать ложь и любить истину
• ничего не утаивать от сочленов
• воздерживаться от незаконной прибыли
• не делать оружия и отвергать войну до пришествия Мессии (но готовилться к
войне против сил Зла на стороне Мессии)
• безусловно отрицать рабство
• помогатьдруг другу
• учить, что все они братья между собой,

и т.д. Ессеи жили отшельниками в пустыне на юг от Иерусалима и верили, что миропомазанник божий, или Мессия, придет и восстановит Израильское царство божье в стране, где творилось черт знает что. Христос (Χριστός) - это ничто иное как эллинизированное 'мессия'. Евреи во времена Иисуса имели только одно имя, иногда с добавлением имени отца или города, где человек родился. Имя Иисус происходит от латинского Iesus, транслитерации греческого Ἰησοῦς. Греческая форма в свою очередь восходит к арамейскому ישוע (Иешуа), который является производным от יהושע (Иегошуа). Таким образом, в Новом Завете речь идет о Иегошуа из Назарета или Иегошуа сыне Иосифа, а Иисус Христос ничто иное как Иегошуа-помазанник.

Так мог бы выглядеть Иисус из Назарета

2001neave

Большинство специалистов согласны, что Иисус был исторической личностью, родом из Галилеи, родился между 6 и 4 гг. до нашей эры, а умер между 30 и 36 гг. н.э. в Иудее. Жил и проповедовал в Галилее и Иудее и никогда не выезжал за пределы этих областей. Считается, что исторический Иисус действительно был современником Иоанна Крестителя и был распят по приказу римского правителя Понтия Пилата.

Все первые христиане, включая Иисуса и апостолов, были евреями и считали, что они просто подправляют "испорченный" иудаизм, примерно как протестанты в средние века исправили католицизм, изгнав посредников - церковную иерархию. До 96 г. н.э. римские правители вообще не различали христиан и иудеев; только в 96 г. был введен так наз. Fiscus Judaicus согласно которому иудеи платили специальный налог, а христиане нет.

"Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был сеньором?" – пели протестанты. Реформация в Голландии.

476px-Beeldenstorm

Развод между иудаизмом и христианством происходил постепенно, на протяжении последующих примерно 100 (или 150) лет. Иудаизм все-таки в основном был этнически-ориентирован (т.е. эксклюзивным) и содержал некоторые ограничения, которые затрудняли его широкое распространение в римском мире (кошерная еда, шабат и т.д). От этих ограничений христианство отказалось. Не знаю, произвел ли эту революцию сам Иисус, или кто-то из его учеников, но это была несомненно инклюзивная революция эпохального масштаба. Что касается морально-этических принципов, то они практически не изменились. Не случайно, общепринятая на западе формула говорит о Judeo-Christian roots (cornerstones) of the modern western civilization.

Иудеи в массе своей не признали в Иисусе божественного Мессию-помазанника. Представление о том, что у бога может быть "сын", было им глубоко чуждо. Развод был окончательно завершен, когда последующие поколения христиан, которые не имели никакого представления об Иудее, ее истории, и о тамошней жизни, стали все в большей степени возлагать на евреев коллективную вину за распятие Иисуса. Честно говоря, мне это кажется абсолютно нелогичным, если не абсурдным, но таковы были реалии тех далеких и малопросвещенных времен.

Тем временем, общины еврейских беженцев распространились по городам Римской империи. Расселение шло двумя потоками: северным и южным. Первый со временем породил ашкиназийских евреев, говоривших на идиш - южнонемецком диалекте разбавленном словами из иврита и на основе еврейского алфавита. Второй породил сефардов, говоривших на ладино - испанском диалекте.

В Риме выросла огромная еврейская община. Что такое Рим начала тысячелетия? Для тогдашней цивилизации Рим был больше, чем Москва для Советского Союза… Все интеллектуальные силы Европы стекались в Рим. Уже в I веке еврейские общины появились к северу от Альп, в Галлии. Еврейская община в Кёльне задокументирована в 321 году . Однако эта группа евреев ещё не считается настоящими ашкеназим, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался.

В 801 году в одной хронике упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют праотцом ашкеназских евреев. Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это предприятие было успешным и способствовало тому, что к 960 году ашкеназийские общины уже укоренились по берегам Рейна. Именно в это время раввин Майнца Гершом бен Иегуда наложил запрет на полигамию.

Еще одно отступление. Неоднократно бывая в Германии я объездил многие городки, где когда-то были значительные еврейские общины: Вормс, Шпрее, …. Сейчас, конечно, от этих обшин не осталось ровным счетом ничего. Недавние переселенцы из бывшего Советского Союза, кроме какого-то количества еврейско-семитских генов (возможно, незначительного), не принесли в Германию никакой культуры кроме русской. Думаю, что уже в следующем поколении они станут немцами. Я имею в виду не немецкое гражданство, а именно немецкий менталитет. У них отсутствует тот стержень, благодаря которому евреи сохраняли свою идентичность на протяжении 2000 лет.

Вторая (сейчас менее многочисленная) группа, сефарды, связана с южным потоком. Она сформировались на Пиренейском полуострове из еврейских беженцев, направившихся из Иудеи на юг (сев. Африка, затем Испания и юг Франции). В 1492 году Испания (а спустя несколько лет и Португалия) поставила евреев перед выбором: либо перейти в хринстианство, либо быть высланными, оставив позади все, чем они владели. Так после высылки из Испании возникла большая община евреев в Голландии, которая в то время уже была страной протестантов, гораздо белее терпимых чем католики. Во Франции Нарбонн был центром еврейской жизни, в Италии (кажется в Венеции), возникло первое в средневековье еврейское гетто. Тогда это слово еще не носило уничтожительного характера - просто, еврейский квартал, как худерия в Испании. Кстати, сефардами также называют евреев приехавших (бежавших) в Израиль из арабских стран, например, Сирии.

Исаак Абарбанель, известный финансист в доколумбовой Испании. Один из его прямых потомков, Генри Абарбанель, был известным теоретиком в области реджистики. Я его хорошо знал в 1970х годах. Потом он ушел в другую физику. Сейчас в университете Сан Диего.

Isaac_Abrabanel

В Германии в средние века не прекращались погромы, преследования и убийства евреев. Особенно лютыми они были во время Крестовых походов и массовых эпидемий, которые в то время были весьма часты из-за скученности городов и отсутствия санитарии. Упрямые евреи бежали от них на восток, в Польшу. Польская шляхта тогда с удовольствием принимала евреев в свои владения для ведения хозяйственной деятельности. В Россию они попали не по своей воле. В конце 18-го века, после третьего раздела Польши вся восточная часть ее стала частью Российской империи, и несколько миллионов евреев в одночасье оказались поддаными российского императора, не сделав и шага. Для них были изданы специальные (ограничительные) законы, поскольку они не попадали ни в одно из трех сословий тогдашней России: дворяне, мещане, крестьяне. Это была первая значительная группа нехристиан в европейской части России, "враги христовой веры", как выразилась одна из императриц.

Виленский гаон. Литва

526px-Gaon-V

Так почему же на протяжении двух тысячелетий всюду в Европе, где бы ни жили евреи, их преследовали, ненавидели, уничтожали, изгоняли? Почему их обвиняли во всех бедах: от чумы до убийства младенцев перед Пасхой (так наз. "кровавый навет")?
О кровавом навете

Сейчас в любом большом европейском городе всегда можно встретить толпы иностранцев, "чужих". Этнические общины цветут и множатся. В Лондоне или Париже они едва ли не составляют большинство. Люди привыкли к тому, что все люди бывают разными, разного цвета кожи, по-разному одеваются, верят в разных богов или вообще не верят в бога, имеют разные политические взгляды, сексуальные предпочтения и т.д. Еще совсем недавно это было не так. На протяжении двух тысячелетий в Европе евреи представляли из себя единственную сколь-нибудь многочисленную группу "других", чужаков, к тому же еще виновных в распятии Христа согласно официальной доктрине. Я уже упоминал упрямство евреев. Переход в христианство снимал с них Верховный грех и уравнивал их в общественном положении, но абсолютное большинство такую ассимиляционную альтернативу отвергло. Именно упорное следование вере предков сохранило их идентичность; те, кто перешел в христианство за два-три поколения полностью растворились в культурно-этническом море их окружавшем. (Впрочем, современный генетический анализ таки обнаружил типично семитские гены, скажем, в заметной доле современных испанцев.)

Изоляция еврейских общин поддерживалась с обеих сторон. Евреям не разрешалось вступать в брак с христианами (см., например, замечательный роман Башеви Зибгера "Раб") и заниматься многми профессиями. Они выступали в роли париев.

Итак, исходно преследования евреев в Европе, их бесправное положение и общая антипатия к ним изначально были связаны с церковной доктриной о Верховном грехе за распятие Иисуса. Но это было вначале. Потом добавились и другие факторы. Для евреев были закрыты многие профессии. В частности, они не имели права владеть землей или заниматься сельским хозяйством, что в то время было основным источником существования. Поэтому евреи становились ремесленниками, врачами, учеными. Тогда это было непристижно. Кроме того они в больших количествах шли в то ремесло, которое вообще было запрещено для христиан, а именно в ростовщичество. По существу, именно евреи создали современную финансово-банковскую систему - кровеносную систему любой экономики.

Занятие ростовщичеством, разумеется не добавило им симпатий окружающего населения. Наоборот, вызывало ненависть. Достаточно почитать классическую литературу. Слово жид стало синонимом скупердяй. Более того, любые успехи евреев в любой области, где им было разрешено трудиться - будь то торговля, писательское мастерство, ювелирное искусство, юриспруденция, медицина, наука - лишь усиливало эту ненависть. Зависть - ужасное чувство. По-настоящему страшное. Кульминацией, конечно же, был национал-социалистический режим в Германии и последующий Холокост. Немцы скатились ниже - намного ниже - даже испанской инквизиции. Испанская инквизиция судила исключительно по религиозному принципу. Этнический еврей, исповедававший христианство, искупал Верховный грех и становился испанцем в глазах Инквизиции. Гитлер судил по крови. Для него даже 1/8 еврейской крови была достаточно для отправки в Освенцим.

Варшавское гетто

800px-Stroop_Report_-_Warsaw_Ghetto_Uprising_06b

В западной Европе евреи были уравнены в правах со всеми остальными гражданами Наполеоном - во Франции и во всех остальных странах им завоеванным. Юридическое равенство не означало конечно социального признания и равенства. Тем не менее, это по крайней мере формально открыло дорогу в те области деятельности, которые были напрочь закрыты, например, журнализм или военные карьеры. Спорадические проявления антисемитизма имеют место в зап. Европе и сейчас, особенно в среде левых (а в вост. Европе, например, Венгрии или Греции, и среди ультраправых), а также в среде (многочисленных) выходцев из мусульманских стран. В восточной Европе социальные процессы происходят с запозданием по времени в десятки лет.

Чем мне закончить этот непозволительно длинный пост? Я лично считаю, что принадлежность данного человека к той или иной этнической, расовой или социальной группе не делает его априорно хорошим или априорно плохим. В современном мире этническая принадлежность не может быть основой ни для продвижения Übermensch'ей вверх ни для унижений и дискриминации меньшинств. В конце концов, мы не выбираем где и у кого родиться. В этом смысле если хотите, я категорический антинационалист. Вот позже

"Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу,
дьяволу служить или пророку,
каждый выбирает для себя…"

Ударение я бы здесь сделал на дьяволе и пророке. Это уже сознательный личный выбор, совсем другое дело. Лет десять назад я написал разрозненные записки для (тогда еще будущих) внуков. Вот как они начинаются:

Я родился в еврейской семье, и сохранил то немногое из еврейских традиций, что моим бабушке и дедушке удалось пронести через людоедские годы советской власти. Я был воспитан в русской культуре, и многие из моих основных жизненных инстинктов отчетливо русские. С 1990 года я живу в Соединенных Штатах. Я стал частью этой великой страны. Я уважаю американцев за то, что они ценят жизнь каждого человека, и дают кров пришельцам, за их динамизм и открытость. Я провожу много времени в Европе. Мой менталитет по существу общеевропейский.

Итак, кто я?

Мой дед был бедным портным. Стилизация Зураба Мартиашвили

портноы

PS.
см. http://www.snob.ru/selected/entry/19973
и http://traveller2.livejournal.com/300982.html

Громадное спасибо за этот пост!!!!!!!!!!

Вам большое спасибо, Ира!

Мне кажется занимаясь просветительством можно было бы не игнорировать иудеев живших в СССР за пределами черты оседлости - хазар (меж тем, они были в переписке с общиной аж в Александрии), караимов, татов, бухарских и грузинских евреев. Ну и насчёт армянской диаспоры с её "столетней историей" Вы тоже немножно не правы. А вообще в рамках научного подхода можно было бы обойтись без Википедии, а почитать, например, того же Слезкина. Объяснительная модель про евреев (и армян) как универсальных посредников, которым было хорошо жить в империях, но трудно выжить в век национализма, на мой взгляд сейчас вполне актуальна и многое объясняет.

хазары это такой современный народ ?

Изложенное от Соломона и до Идейских войн во многом скорее мифология, нежели история. Без обид :) Римляне, например, не изгоняли иудеев. Они в основном были перебиты/изгнаны позже, но ещё больше скорее всего приняли ислам.

Вот две интересные ссылки на тему:
http://users.livejournal.com/_inri_/110769.html
http://jelnovar.livejournal.com/262695.html

Edited at 2013-12-26 01:41 am (UTC)

Римлине не изгоняли значит ?
И палестиной не называли ?

Миша, вы молодец. Гигантская работа.
Правда, когда я увидела "Софью Евгеньевну", я немного перепугалась: мне показалось "Софья Власьевна".
А вообще как один еврей другого, я вас поздравляю с рождением третьего, знаменитого еврея.

Спасибо, Юля. Не так уж много времени и потратил. В основном писал по памяти, только кое-что подсмотрел в интернете плюс поискал картины. Веселых вам каникул!

Спасибо, Миша! Замечательно сформулировано, на мой взгляд. Жаль только, ориентировано, как всегда на нормальных людей и филосемитов. Поскольку антисемитам ничто в этой жизни не поможет.

Спасибо, Миша! Ваша оценка особенно важна. Я старался писать максимально просто (в основном, по памяти), для совсем непросвещенных. А те, кто заранее предубежден - да, им уже никто и ничто не поможет. Какое счастье, что их мнение становится все более маргинальным...

Спасибо! Лишь немногое я знала, но Вы как-то разложили по полочкам.
Пока читала, надеялась дойти до того, как евреи создали Израиль. Может, следующим постом?

Спасибо, Настя. Современный Израиль - совсем другая тема. Не знаю, смогу ли я написать столь же просто. Может, кто-нибудь из Израильтян напишет...

Абарбанель - это вот этот: http://ufn.ru/ru/articles/1996/4/b/ ?

Забавно, но меня однажды спутали с кем-то из авторов этой статьи:)))

Евреи не различают добро и зло и живут по принципу двойных стандартов - одни правила внутри общины, другие - для всех остальных.

спасибо
Насколько я понимаю, именно с ремеслами в Средние века у евреев в Европе были проблемы, поскольку ремесленники объединены в цехи, а кто возьмет иудея в цех булочников, например, если небесный покровитель цеха - кто-то из христианских святых?

Действительно, большинство ремесел - те, что были престижны - для евреев были закрыты из-за цеховых правил. Но не все ремесла и не во всех странах. Скажем в Польше (Речь Посполита) было много ремесленников-евреев.

(Deleted comment)
Вам спасибо, Саша. Ваше мнение мне важно.

Кстати, по еврейским правилам вы полноценный (галахический) еврей. Не знаю, обрадует это вас или огорчит ☺ ☺ ☺

(Deleted comment)

Спасибо за большой труд:-)

Я у Вас от carmelist'a. И тоже Миша:-)
Порадовался Вашей "рождественской" сказке.
К тому что прокомментировал carmelist (о филосемитах): как по-Вашему, сколько сейчас в комментах к этому посту неевреев?

Re: Спасибо за большой труд:-)

Спасибо, Миша!

Рад встрече. Ответить на ваш вопрос, к сожалению, не могу. Не знаю. Вообще мой блог читают кажется 100-200 человек, из них 10-20-30 комментируют и я их знаю можно сказать лично, поскольку читаю все их посты. Все они - очень приятные люди, с разными интересами, разной географией, … Общаться с ними, пусть виртуально, в 1000 интересней, чем смотреть выдуманные истории в кино ☺ ☺ ☺

Неприятные люди обычно комментируют анонимно. Как правило, анонимам я не отвечаю.

Лео Поляков очень хорошо написал - на русском есть и в сети, если интересно

Как много лишних буков...
Главная особенность и отличие евреев от остального мира - они не отличают добро от зла. Всё.
Можно расписывать, можно пытаться оправдывать, но суть от этого не изменится - отсутствие критериев нравственности, двойные стандарты - для себя одно и для других иное.
Эту схему у них многие системы скопировали, я имею в виду правило двойных стандартов для членов общины и для чужаков.

фф

(Anonymous)
Евреи не различают добро и зло и живут по принципу двойных стандартов - одни правила внутри общины, другие - для всех остальных.

Евреи не различают добро и зло и живут по принципу двойных стандартов - одни правила внутри общины, другие - для всех остальных.

Кажется, впервые полноценные банки реализовали на практике итальянцы (север Италии). Они придумали систему векселей, в том числе именных. Торговцы продавали товар в чужом городе, а в свой город возвращались не с золотом и серебром, а с именным векселем, полученном в банке, далее в своем городе обменивали его на деньги. В итоге возить золото между городами о подвергаться опасности ограбления не приходилось. Если торговое сальдо некой пары городов за год нулевое, то золото вообще возить не нужно между ними. Если же есть дисбаланс, то раз в год можно охраняемым кортежем перевести его. Все, что необходимо для реализации данной схемы - раскинуть сеть филиалов банковской системы, необходимо строго придерживаться правил игры и не подрывать доверие к векселю.

?

Log in

No account? Create an account