traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

3 o'clock tea

Я уже как-то писал, что каждый день в три часа наш небольшой коллектив собирается на полчаса в Commons area, чтобы выпить по чашке чая и обсудить интересные вопросы обо всем на свете - кому что в голову придет. Вчера почему-то речь зашла о в общем-то очевидном тезисе "религия не способствует развитию науки". После всестороннего обсуждения постановили, что в этом вопросе существуют весьма важные нюансы. Поскольку никто из собравшихся толком не знал ни про буддизм ни про другие "неевропейские" религии, решили ограничиться авраамическими религиями. Историков-теологов среди нас не было, но я все же позволю себе подытожить мысли небезразличных дилетантов.

В истории религии можно выделить три этапа.

Первый ранний этап, этап штурма и натиска. Это когда после смерти отцов-основателей религия начинает проникать в массы, и толпы фанатиков-прозелитов вступают в борьбу за место под солнцем.
На своем пути они сметают все, что мешает утверждению религии, в частности, науку. Именно фанатики-христиане убили Ипатию, последнюю античную ученую женщину - математика и астронома. После ее убийства прошло целых 13 веков, прежде чем в Европе появилась ее реинкарнация, Эмили де Бретей, см. http://traveller2.livejournal.com/42684.html?thread=3768508.

Ипатия, circa 370—415

Hypatia

Александрийская Библиотека, величайшее хранилище знаний в античном мире. В этой библиотеке работала Ипатия. Впервые была сожжена Юлием Цезарем в 48 году, восстановлена, разрушена по приказу Папы Теофилия в 391, остатки сравняли с землей мусульмане при завоевании Египта в 642 году. Сейчас даже ее точного местополжения установить невозможно.

590px-Ancientlibraryalex

Второй этап, консервативный. После утверждения религии в качестве доминанты общественной жизни она принимает на себя роль охранительницы науки. Быть консервативным не всегда плохо. На протяжении столетий, когда в Европе даже короли не умели ни читать ни писать, я уж не говорю об арифметике, знания собирались и хранились в монастырях. Там собирались писцы и создавались летописи. Кое-какие книги переводили с одного языка на другой. Развивалась традиция проведения дебатов.

Других грамотных людей кроме монахов просто не было.*** Все старые университеты, дожившие до сегодняшнего дня - Болонья, Сорбонна, Оксфорд и Кембридж - исходно возникли как теологические школы.

Название Сорбонна происходит от имени богослова Робера де Сорбон, духовника короля Людовика IX Святого, основавшего в XIII веке в Париже богословскую школу — Коллеж Сорбонна

380px-Meeting_of_doctors_at_the_university_of_Paris



Третий этап, современный. До тех пор, пока научные достижения носили технический характер и не приводили к концептуальным изменениям в мировосприятии, наука могла развиваться в рамках доминирующей религиозной доктрины.

Но настал момент, когда она пошла дальше, ломая привычную картину мира. Наступил 16 век, родился Коперник, кстати, доктор канонического права (подчеркиваю, канонического; учился он в университете Болоньи). Разумеется, возник острый конфликт между самой сутью науки и консервативной ролью религии. После нескольких бурных столетий, конфликт решился сам по себе.

В настоящее время практически во всех развитых странах религия стала глубоко личным - я бы сказал, интимным - делом каждого человека и не оказывает никакого влияния, ни положительного ни отрицательного, на общественное образование и развитие науки. Именно последняя стала доминантой общественной жизни, полностью вытеснив религию из этой ниши. Вопросы веры решаются индивидуумами и в индивидуальном порядке, как это и должно быть, точно так же, как каждый решает для себя, кого ему (ей) любить.

Некоторая проблема возникла у нас с интерпретацией ислама. Судя по всему, уже к 11 веку он прошел первую стадию, и вступил во вторую. На смену ей должна была бы прийти третья, но создается такое ощущение, что он повернул назад, в первую стадию. Что с этим делать, осталось непонятным, поскольку в 3-30 пробил гонг, и все разошлись по своим офисам и занялись чем?… правильно, наукой.

*** Примеч. У евреев не было ни собственной страны ни монастырей. Поэтому все (по крайней мере, мужчины) читали и интерпретировали Тору и были поголовно грамотными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments