?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Нелегкая стезя музыканта
traveller2
ENSEMBLE-popup

Osmo Vänskä – финский дирижер, кларнетист и композитор.

Оставим сейчас в стороне тот тонкий момент, что музыкант - штучная профессия, требующая и таланта и упорной работы, что музыканты - в некотором смысле небожители. Я сейчас о совсем другом, о чисто житейском аспекте. Ведь музыканты, хоть и небожители, не питаются напрямую солнечной энергией. Им надо где-то жить, кормить семью, одеваться, растить детей, отдыхать… Вот об этом некоторые соображения дилентанта. Может быть, профессионалы меня поправят.

В любой профессии есть звезды, а есть "средний класс". Начнем со звезд. Возьмем к примеру Сергея Рахманинова. Гениальный исполнитель. После того, как его семья лишилась всех пяти усадеб в России, он остался без средств к существованию. 22 декабря 1917 года он покинул Петроград. В открытых санях, он отправился в Хельсинки, вместе с женой и двумя дочерьми, увозя с собой лишь несколько блокнотов с набросками его собственных композиций, незаконченную оперу Монна Ванна и оперу Николая Римского-Корсакова Золотой петушок. Ему было 44 года. Примерно год он концертрировал в Скандинавии, но все это время мысли о хлебе насущном не давали ему покоя. В конце 1918 года Рахманинов решил перебраться в Соединенные Штаты, куда он отправился на пароходе из Осло 1 ноября 1918 года.

Sergei_Rachmaninoff_1910s

В Нью-Йорке в первые 4 месяца Рахманинов дал 40 концертов и получил в дар от Steinway свой первый рояль на американском континенте.



Резкая и вынужденная перемена в жизни, как это часто бывает, привела к творческому кризису. Рахманинов забросил композицию на много лет. Но не забросил работу. Наоборот. Он чувствовал, что ему было необходимо восстановить свой жизненный уровень и тот уровень комфорта, к которому он привык. В итоге, за годы, проведенные в Америке, Рахмаминов дал более тысячи выступлений (по концерту каждые два-три дня!), временами он месяцами жил в поезде (гражданской авиации тогда еще не было), перебираясь на гастролях из города в город. К этому нужно добавить ежегодные летние гастроли в Европе и около 100 записей, которые он сделал в Америке.

1-sergei-rachmaninoff-granger

Через несколько лет он стал богатым человеком. Он любил роскошные автомобили, и каждый год менял их. В его калифорнийской вилле было два рояля: один для него, а второй для его друга Владимира Горовица. В 1932 году он построил для своей семьи летнюю резиденцию в Швейцарии, на Люцернском озере. Он проводил там каждое лето до начала Второй мировой войны.

Рахманинов щедро помогал другим. Он подарил $5000 (200 тысяч в современных долларах) Игорю Сикорскому, в то время никому не известному авиаинженеру. Именно Рахманинов купил билеты из Парижа в Нью-Йорк чете Набоковых. Он постоянно поддерживал американский Толстовский фонд (кстати, существующий и поныне).

Но это о звездах. Такие и сейчас есть, но много ли их… Несколько человек.

А теперь об обычных музыкантах. В нашем городе есть (может, надо сказать, был) хороший симфонический оркестр. В 2003 году Попечительский совет пригласил в дирижеры и музыкальные руководители финского дирижера и композитора Osmo Vänskä, который до этого работал в основном с провинциальными оркестрами (Tapiola Sinfonietta and Lahti Symphony in Finland, Iceland Symphony, BBC Scottish Symphony). Osmo очень любит Сибелиуса, его часто исполняет и сделал (по мнению специалистов) лучшую запись произведений Сибелиуса.

За десять лет между Osmo Vänskä и Попечительским советом Оркестра возникли трения на финансовой почве. Не знаю, сколько получают музыканты в оркестре - надеюсь, что неплохо, но наверняка не золотые горы. К тому же инфляция, хоть и небольшая, 3% в год, потихоньку зарплату съедает, если ее (зарплату) не увеличивать. Короче, 16 месяцев назад Симфонический оркестр объявил забастовку. Были отменены все выступления.

Финансовое положение Оркестра действительно было неважным. Попечительский совет твердо стоял на своем. Музыкантов я тоже очень понимаю, и мне их жалко. Забастовка длилась 16 месяцев! За это время и Osmo Vänskä и другие лучшие музыканты покинули Оркестр и отправились искать счастья в других краях. Вот она, тяжелая стезя…

Несколько дней назад наконец-то был подписан новый контракт, я получил по электронной почте приглашение на первый после забастовки концерт. Попечительский совет и его руководитель был сменен, соглашение (неизвестно какое) достигнуто. Но сначала Оркестру придется залечивать раны, и неизвестно, получится ли, и если да, сколько на это уйдет времени. Люди заключают пари - вернется Osmo Vänskä или нет. (Рита сказала: "Хорошо, если не вернется, не люблю я Сибелиуса…")

Ну и последнее, о разнице между Америкой и Европой.

Возьмем, к примеру, Германию. Еще 200 лет назад она состояла из десятков маленьких королевств, герцогств, и в каждом была своя столица, с придворными, которые хотели перещеголять другие столицы в науке и искусствах. Поэтому сейчас любой сколь-нибудь значительный немецкий город имеет и университет с университетской клиникой, и оркестр, а то и несколько. Музыкальная культура стала массовой, среди нынешней немецкой интеллигенции музыцируют почти все. Профессиональным музыкантам - всеобщий респект. Оркестры, кажется, финансируются из бюджета местных правительств, и все этому рады.

Америка заселялась (примерно в это же время) нищими фермерами и беженцами из Европы, которые были бесконечно далеки от наук и искусств. Да и сейчас иммиграция бедняков продолжается мощным потоком - из Африки, Азии, Латинской Америки. Своего нобилитета тут не было никогда, а столица (Вашингтон) ничем не примечательна в культурном смысле - просто один из многих относительно больших городов, где помимо всего прочего заседает Конгресс. Отсюда и совершенно другое отношение …

Науке повезло больше, поскольку по сути своей она интернациональна. В 1930х годах из Европы в Америку хлынул поток первоклассных ученых-беженцов. В сочетании с финансовой мощью Америки того времени, это привело к гигантскому рывку в науке и нынешнему доминантному положению во многих областях. В гуманитарных областях этого не произошло, хотя многие великие европейские писатели, художники и музыканты спасались во время войны в США (Томас Манн, Марк Шагал, …). Гуманитарную культуру очень трудно пересадить на чужую почву …

Image-Chagall_Fiddler

PS Сегодня получилось сумбурно, но "причесывать" не буду. ☹

  • 1
А я и не писал, что он ремесленник. Где вы это прочли? Грэмми он получил как раз за запись Сибелиуса, которую я упомянул с большим почтением. Сотрудничество он закончил именно из-за забастовки. Многие надеются, что он вернется. Вы меня как-то наоборот прочли...

  • 1