?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Нелегкая стезя музыканта
traveller2
ENSEMBLE-popup

Osmo Vänskä – финский дирижер, кларнетист и композитор.

Оставим сейчас в стороне тот тонкий момент, что музыкант - штучная профессия, требующая и таланта и упорной работы, что музыканты - в некотором смысле небожители. Я сейчас о совсем другом, о чисто житейском аспекте. Ведь музыканты, хоть и небожители, не питаются напрямую солнечной энергией. Им надо где-то жить, кормить семью, одеваться, растить детей, отдыхать… Вот об этом некоторые соображения дилентанта. Может быть, профессионалы меня поправят.

В любой профессии есть звезды, а есть "средний класс". Начнем со звезд. Возьмем к примеру Сергея Рахманинова. Гениальный исполнитель. После того, как его семья лишилась всех пяти усадеб в России, он остался без средств к существованию. 22 декабря 1917 года он покинул Петроград. В открытых санях, он отправился в Хельсинки, вместе с женой и двумя дочерьми, увозя с собой лишь несколько блокнотов с набросками его собственных композиций, незаконченную оперу Монна Ванна и оперу Николая Римского-Корсакова Золотой петушок. Ему было 44 года. Примерно год он концертрировал в Скандинавии, но все это время мысли о хлебе насущном не давали ему покоя. В конце 1918 года Рахманинов решил перебраться в Соединенные Штаты, куда он отправился на пароходе из Осло 1 ноября 1918 года.

Sergei_Rachmaninoff_1910s

В Нью-Йорке в первые 4 месяца Рахманинов дал 40 концертов и получил в дар от Steinway свой первый рояль на американском континенте.



Резкая и вынужденная перемена в жизни, как это часто бывает, привела к творческому кризису. Рахманинов забросил композицию на много лет. Но не забросил работу. Наоборот. Он чувствовал, что ему было необходимо восстановить свой жизненный уровень и тот уровень комфорта, к которому он привык. В итоге, за годы, проведенные в Америке, Рахмаминов дал более тысячи выступлений (по концерту каждые два-три дня!), временами он месяцами жил в поезде (гражданской авиации тогда еще не было), перебираясь на гастролях из города в город. К этому нужно добавить ежегодные летние гастроли в Европе и около 100 записей, которые он сделал в Америке.

1-sergei-rachmaninoff-granger

Через несколько лет он стал богатым человеком. Он любил роскошные автомобили, и каждый год менял их. В его калифорнийской вилле было два рояля: один для него, а второй для его друга Владимира Горовица. В 1932 году он построил для своей семьи летнюю резиденцию в Швейцарии, на Люцернском озере. Он проводил там каждое лето до начала Второй мировой войны.

Рахманинов щедро помогал другим. Он подарил $5000 (200 тысяч в современных долларах) Игорю Сикорскому, в то время никому не известному авиаинженеру. Именно Рахманинов купил билеты из Парижа в Нью-Йорк чете Набоковых. Он постоянно поддерживал американский Толстовский фонд (кстати, существующий и поныне).

Но это о звездах. Такие и сейчас есть, но много ли их… Несколько человек.

А теперь об обычных музыкантах. В нашем городе есть (может, надо сказать, был) хороший симфонический оркестр. В 2003 году Попечительский совет пригласил в дирижеры и музыкальные руководители финского дирижера и композитора Osmo Vänskä, который до этого работал в основном с провинциальными оркестрами (Tapiola Sinfonietta and Lahti Symphony in Finland, Iceland Symphony, BBC Scottish Symphony). Osmo очень любит Сибелиуса, его часто исполняет и сделал (по мнению специалистов) лучшую запись произведений Сибелиуса.

За десять лет между Osmo Vänskä и Попечительским советом Оркестра возникли трения на финансовой почве. Не знаю, сколько получают музыканты в оркестре - надеюсь, что неплохо, но наверняка не золотые горы. К тому же инфляция, хоть и небольшая, 3% в год, потихоньку зарплату съедает, если ее (зарплату) не увеличивать. Короче, 16 месяцев назад Симфонический оркестр объявил забастовку. Были отменены все выступления.

Финансовое положение Оркестра действительно было неважным. Попечительский совет твердо стоял на своем. Музыкантов я тоже очень понимаю, и мне их жалко. Забастовка длилась 16 месяцев! За это время и Osmo Vänskä и другие лучшие музыканты покинули Оркестр и отправились искать счастья в других краях. Вот она, тяжелая стезя…

Несколько дней назад наконец-то был подписан новый контракт, я получил по электронной почте приглашение на первый после забастовки концерт. Попечительский совет и его руководитель был сменен, соглашение (неизвестно какое) достигнуто. Но сначала Оркестру придется залечивать раны, и неизвестно, получится ли, и если да, сколько на это уйдет времени. Люди заключают пари - вернется Osmo Vänskä или нет. (Рита сказала: "Хорошо, если не вернется, не люблю я Сибелиуса…")

Ну и последнее, о разнице между Америкой и Европой.

Возьмем, к примеру, Германию. Еще 200 лет назад она состояла из десятков маленьких королевств, герцогств, и в каждом была своя столица, с придворными, которые хотели перещеголять другие столицы в науке и искусствах. Поэтому сейчас любой сколь-нибудь значительный немецкий город имеет и университет с университетской клиникой, и оркестр, а то и несколько. Музыкальная культура стала массовой, среди нынешней немецкой интеллигенции музыцируют почти все. Профессиональным музыкантам - всеобщий респект. Оркестры, кажется, финансируются из бюджета местных правительств, и все этому рады.

Америка заселялась (примерно в это же время) нищими фермерами и беженцами из Европы, которые были бесконечно далеки от наук и искусств. Да и сейчас иммиграция бедняков продолжается мощным потоком - из Африки, Азии, Латинской Америки. Своего нобилитета тут не было никогда, а столица (Вашингтон) ничем не примечательна в культурном смысле - просто один из многих относительно больших городов, где помимо всего прочего заседает Конгресс. Отсюда и совершенно другое отношение …

Науке повезло больше, поскольку по сути своей она интернациональна. В 1930х годах из Европы в Америку хлынул поток первоклассных ученых-беженцов. В сочетании с финансовой мощью Америки того времени, это привело к гигантскому рывку в науке и нынешнему доминантному положению во многих областях. В гуманитарных областях этого не произошло, хотя многие великие европейские писатели, художники и музыканты спасались во время войны в США (Томас Манн, Марк Шагал, …). Гуманитарную культуру очень трудно пересадить на чужую почву …

Image-Chagall_Fiddler

PS Сегодня получилось сумбурно, но "причесывать" не буду. ☹


  • 1
Мне иногда так странно бывает Вас читать! Вроде со всеми фактами согласна, но хочется возражать прямо в каждом предложении!
Ну ладно, к музыкантам почему-то многие относятся, как к небожителям. И к актерам еще иногда.
Но Америку Вы как-то странно обидели. Здесь вполне есть свой "нобилитет". Оркестров полно, и профессиональных, и любительских. Не думаю, что их меньше, чем в Европе. Вашингтон, конечно, не Рим и не Париж, но он никак не хуже европейских городов аналогичного возраста.
Наука более интернациональна, чем искусство? Вам, наверное, виднее. Но вот музыканты считают, что интернациональнее музыки ничего не бывает - приехав в другую страну, даже язык учить не обязательно! Но они небожители, им можно думать, что угодно :)

Да уж, про недостаток интернационализма читать странно. В Чикаго филармония существует с 1890х годов. За все это время не было ни одного (!) постоянного дирижера, рожденного в Америке. Прокофьев играл, Рахманинов дирижировал; выходит, не гнушались они потомков темных фермеров с нищими иммигрантами.

Чикаго в 19-м веке был, вообще-то, на треть немецкий город, в каждом квартале играл любительский оркестр. Подозреваю, что Миннесота заселялась скандинавами, что объясняет анемичный местный колорит. Не самый музыкальный народ, прямо скажем. Интересно, сколько шведских композиторов сможет назвать по имени-фамилии рафинированный европейский меломан...

Дорогой Шкробиус, пожалуйста, прочитайте, что я написал чуть ниже в ответ gingema. Это и вам ответ тоже. Был бы рад услышать комментарии.

Edited at 2014-02-15 11:55 pm (UTC)

Дорогая Соня,

Я рад что мы можем обменяться мнениями, и что наши мнения не совпадают. Это замечательно! Начну с того, что в 1990 г., когда передо мной стоял выбор работы, я мог выбрать Париж и Гамбург. Я выбрал то, что выбрал, и очень рад этому: нигде у меня не было бы таких хороших условий для работы а для семьи такой быстрой и легкой адаптации, как в Америке. Так что, я люблю и ценю эту страну, которая приняла к себе и спасла такое количество людей.

Но это не мешает мне видеть некоторые особенности (скажем так) американских реалий, связанные с весьма своеобразным историческим путем. Страна молодая, без тысячелетней истории, в европейском понимании американская нация находится лишь в процессе становления, и при нынешней политике открытых дверей этот процесс будет длиться долго.

Я вовсе не говорил, что в Америке плохие оркестры или музеи. Есть и первоклассные музеи и оркестры и галереи, в абсолютных числах их относительно много. Но по многолетним наблюдениям (а я подолгу бываю в Европе) мне кажется, что относительная роль классической культуры в европейском обществе гораздо больше, чем в американском, а престиж - выше.

Не могу сказать, что это намеренная политика. Просто долгая тысячелетняя история постепенно врастает в душу общества. Ну а музеи… Сравните Музей Гетти и Лувр. Или Чикагстий Институт искусств и Пинакотеки в Мюнхене. Лувр и Мюнхен имели многие века для сбора коллекций, а Гетти, не смотря на самые похвальные усилия приведшие к замечательным результатам, лишь десятилетия… в 20м веке.

С другой стороны это характерная черта европейского общества - глубокие национальные корни, национальный нобилитет, короли и придворные - породила самые кровавые бойни в 19 и особенно 20 веках, когда соседи истребляли соседей с остервенением безумцев. Причем и в Зап. Европе и Восточной. Ничего даже близко похожего в Америке не было и быть не могло. Так что видите, на каждый плюс есть свой минус и наоборот, к минусу прирастает плюс.

Какгда я путешествую по Европе мне часто говорят, что в Америке культура насилия, а не культура искусства. В таких случаях я предлагаю собеседнику подсчитать общее интегральное количество жертв насилия в Европе и США за 20 век. Кога разница начинает достигать 10 в "пользу" Европы, мой собеседник(ца) обычно счет прекращает словами: "Ну когда это было…"

Не знаю, смог ли я вас убедить, скорее всего нет, но по крайней мере надеюсь, что вы согласитесь, что моя точка зрения не является абсолютно бессмысленной.

Edited at 2014-02-15 11:50 pm (UTC)

Если бы я считала Вашу точку зрения бессмысленной, я бы не стала писать такой критический коммент, и вообще не читала бы Ваш журнал! Спорить в ЖЖ стоит только с близкими друзьями или особо располагающими к себе людьми, потому что очень, очень мало людей остаются вежливыми, когда им возражаешь!
Вы знаете, вот в этом Вашем длинном ответе (спасибо, что не пожалели на него времени!) я со всем согласна. И в том, что относительная роль классической культуры в европейском обществе гораздо больше, чем в американском, а престиж - выше. И в том, что в Европе - корни (с этим было бы очень глупо спорить).
Но как человек, занятый на ниве общественных наук, должна к этому добавить еще один очень важный фактор - европейскую централизованность и ключевую роль государства (которая произрастает из тех же исторических традиций с королями и "правящим классом") vs американской философии grass roots. В Европе искусство существует традиционно, потому что его всегда поддерживал правящий класс, и современные государства продолжают эту традицию, поддерживая {почти всегда нерентабельное} искусство материально; в Америке искусство существует постольку, поскольку оно нужно людям и меценатам.

Вы работали в Европе, так что поправьте меня, если я не права - профессора в европейских университетах получают не особо много, и все одинаково. В частных же американскох колледжах профессор медицины получает в 5-6 раз больше профессора классики. Поэтому американец, которому нужно кормить семью, предпочтет стать врачом, а греческую литературу читать на досуге; a для европейца этот выбор не настолько полярен. Кстати, в тех местах Америки, где народ в массе своей уже добрался до верха пирамиды Маслоу (я сужу по тому, что вижу вокруг себя), совершенно неприличное количество людей уже определяют себя как "свободных художников". Европа к этому состоянию шла дольше и кровопролитнее.

П.С. И эти люди смеют называть Америку "культурой насилия"? Вы очень выдержанный человек, Миша! :)

Согласен со всем. Отношение между гражданами и государством в Америке совсем иное. Граждане хотят, чтобы государство влезало в их дела по минимуму. Так и происходит. Государство в ответ ограничивает свои функции. Возьмите, к примеру, нынеидущую Олимпиаду. Только американские олимпийцы едут в Сочи за свой счет. Это потому, что государство рассматривает большой спорт как *частное* дело каждого индивидуума, а не как часть общенациональной государственной программы.

Вы правы также и в том, что профессора в европейских университетах получают не особо много, и почти все одинаково. Исключения есть, но они редки. В ЦЕРНе люди получают много и их зарплата не облагается налогом. Во Франции есть один полугосударственный-получастный институт близ Парижа, с высокой зарплатой. Но даже и в этих исключительных случаях зарплата все-таки не такая, как у известных американских профессоров. Я уже не говорю о средней учебной нагрузке, которая в Европе заметно выше.

Edited at 2014-02-16 12:29 am (UTC)

Вот это тоже очень по-европейски - решить, что работники какой-то организации вдруг не облагаются налогом!
Зато европейцы считают долгом государства поддерживать образование, а американцы считают заведение и воспитание детей личным делом каждого (впрочем, все англоязычные: протестантская культура + колониальная история).

Про Олимпиаду и "свой счет" - удивительно! Неужели никакой non-profit не спонсирует американских спортсменов?

Я прочел, что каждый ищет спонсора самостоятельно. Некоторые прибегают к краудфандингу.

С другой стороны, если подумать, то это консистентно со всем остальным. Чтобы бежать марафон, мало быть в состоянии его пробежать! - надо заплатить прилично денег, самому или собрать по знакомым. Или научные конференции: у кого есть бюджет от работы - хорошо, у кого нет или кончился - сам платит.

Налоги в Европе заметно выше. Обратная сторона медали: правительства и муниципалитеты финансируют оркестры. Скажем, Венская опера целиком на бюджете Вены, Парижская - Парижской мэрии, и т.д. Т.е. государство в целом решает за граждан. А в Америке… Вот наш Симфонический оркестр борется за финансовое благополучие и его в этом поддерживают только любители музыки и меценаты.

Эта разница менталитета объясняется разницей в исторических путях. Америку заселали люди, которые в гробу видали правительство и хотели сами решать свои судбы и о себе заботиться самостоятельно.



В Америке много самодеятельных оркестров и театров, их спонсируют муниципалитеты. Понятно, что по деньгам такое спонсорство несопоставимо, но и бюджет у муниципалитетов маленьких американских городков никак не венский.
Но и европейские не все на содержании у государства. Израильский Филармонический, например - кооператив. London Symphony тоже был, не знаю, до сих пор ли. Попробовала сейчас какой-нибудь списочек нагуглить, но не вышло. Зато нашлось такое:
http://www.osborne-conant.org/funding_model.htm

Спасибо за ссылку Соня. Да, не все, но многие.

Разговор шел о музыке, и я не хотел бы все мешать в одну кучу.

Мой сын серьезно занимается классической музыкой. Ему 13 лет, он пел в двух операх и выступал с Рикардо Мутти в Карнеги Холл. Он исполняет в городском хоре музыку, которую я в России никогда не слышал. Каждый месяц они приглашают исполнителей из всех стран мира учить детей новому стилю пения. Город поддерживает оперу, филармонию, хор, оркестры - сотни других вещей. Я не представляю, что можно ожидать еще. Только захоти - помогут, научат.

Я подумал о коллегах - соседях по коридору на работе. Химики, технари. Один исполняет Генделя в церковном хоре. Другой почти бросил науку: увлекся классической гитарой. Третий играет каждую неделю на кларнете в ансамбле, гастроли по всей стране. Это три из пяти! Все играют или играли на инструментах, все умеют читать ноты; мне стыдно за свое невежество, неловко перед собственными детьми. Я тот самый неотесанный иммигрант, о котором Вы написали в посту, и не мне судить о недостаточном уровне музыкальной культуры в Америке.

Если ее уровень в Миннесоте низок - надо подтягивать. Кроме нас самих никто этого делать не будет. За год это сделать нельзя, за сто - можно.

Spasibo. Очень рад за вашего сына. И коллеги у вас исключительные.

  • 1