Previous Entry Share Next Entry
Милосердие и Privacy
traveller2
Николя Ролен и его жена.

From July2014-Beaune


From July2014-Beaune


Когда-то Александр Сергеевич извинялся перед читателями Евгения Онегина, что он не знает как перевести на русский vulgar. С тех слово вульгарный прочно вошло в обиход, а вот, что касается рrivacy - нет такого понятия и нет внятного перевода. Насколько я знаю, слово "приватность" в русский язык еще не вошло.

Почему я об этом вспомнил?

Внутренний двор.

From July2014-Beaune


В 1443 году Николя Ролен, канцлер бургундского герцога, и его жена Гигона, учредили в бургундском городе Бон (Beaune) госпиталь (или Hȏtel-Dieu, Божий дом, как он тогда назывался) для бесплатного лечения больных бедняков. Они построили несколько основательных зданий, наняли врачей и пригласили сестер милосердия из близлежащего аббатства. Вскоре слава о чудесной больнице разнеслать по округе, в нее стали приезжать обеспеченные пациенты, которые предлагали заплатить за лечение. Николя Ролену пришлось построить еще один корпус. Если в бесплатном корпусе в каждый момент времени было 28 пациентов, то платный корпус получился намного больше.



Палаты

From July2014-Beaune


From July2014-Beaune


Шли века. Менялись методы лечения, врачи и сестры милосердия, но больница продолжала существовать в тех же покоях, и просуществовала там без перерыва 530 (!) лет. Как мне кажется, это рекорд.

From July2014-Beaune


Когда врачи и сестры милосердия совершали обход или делали процедуры, они двигались сзади, между кроватями и стеной. Подходя к пациенту, они раздвигали задние шторки и задвигали передние. Так придумал Николя Ролен, называлось "оберечь достоинство". Когда-то в начале 1970х, я попал в больницу на Котельнической. В палате было 8 коек, они всегда были заняты больными, иногда тяжелыми; к тому же иногда добавлялись койки в коридоре. Никаких занавесочек не было и в помине. К вопросу о рrivacy.

Кухня для больных

From July2014-Beaune


From July2014-Beaune


*****

Рассуждение дилентанта о религии



После посещения Hȏtel-Dieu - Божьего дома, я стал размышлять о роли религии. Почти 14 веков после падения Римской империи монастыри были единственным прибежищем грамотности и кое-каких знаний. Все старые университеты возникли вокруг теологических школ... При этом, была и инквизиция, и суд на Галилеем…

В наше время разумеется нельзя серьезно воспринимать религиозные представления о структуре мира. Все основные религии были созданы тогда, когда об этом было ничего не известно. Может быть, из этой части религии, выживет только самый общий аспект - упорядоченность нашего мира или его хаотическое и случайное возникновение. Если верить во множественность вселенных, как на это намекает теория струн, (а в это можно только верить, поскольку экспериментальной проверки принципиально быть не может), то второй вариант правильный… Никакого практического аспекта у этой веры нет.

Не думаю, что религия как внутреннее ощущение конкретного человека, кому-либо приносит вред. Скорее, наоборот. На нем, этом ощущении, может быть основана мораль - что такое хорошо, что такое плохо, и через какую черту нельзя переступить. Больным людям она помогает приготовиться к смерти, а ведь все мы смертны, и каждый из нас должен быть психологически (да и практически) готов. Кстати, американцы далеко продвинулись в этом направлении. Почти все мои знакомые имеют living wills. Хотя, конечно, это не религия, а желание распоряжаться своей судьбой самостоятельно до самого конца.

Малым этническим группам (типа армян или евреев) религия помогла пронести и сохранить идентичность через века преследований и рассеяния.

Если человек приходит к такой религии путем длительных размышлений, это помогает ему или ей обрести своего рода душевное равновесие, чувство собственного достоинства.

Наконец, религия - это большая часть истории нашей цивилизации.

Но при этом … Государственная религия - всегда беда. Она врастает в идеологию (точнее, сама и является таковой), и что еще хуже, в гражданские институты типа суда и образования. В таких странах, где религия является государственной де юре или де факто, (даже в неэкстримальных вариантах, не типа Саудовской Аравии или Ирана), атеисты или приверженцы другой религии либо прямо преследуются, любо считаются второсортными. Религия из очень личного чувства каждого индивидуума, становится общественной парадигмой, которая сама себя принудительно навязывает. Неизбежно она становится агрессивной, вторгается в личную жизнь, навязывает стереотипы. Т.е. религия из духовной сферы перебирается на роль помощника государства.

Какое уж тут внутреннее ощущение человека …

  • 1
Интересно, а как в Германии?

Оказывается, отделена от государства в 1919г. И по, разным опросам, от 25 до 57% людей - атеисты.

Я много бывал в Германии и видел, что по воскресеньям в церковь ходят единицы. В Америке гораздо больше.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account