?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Хотел бы в единое слово я слить свою грусть и печаль…
traveller2
Steven Weinberg (род. в 1933 г. в Нью-Йорке, в семье иммигрантов из Вост. Европы; учился в знаменитой школе Бронкса, вместе с Шелдоном Глэшоу. Корнель, Принстон, Гарвард, MIT, университет Калифорнии в Беркли, университет Техаса в Остине)



Для моих коллег-физиков нет необходимости представлять Стивена Вайнберга. Для не-физиков, я должен пояснить, что Стивен Вайнберг был одним из трех создателей современной теории нашего мира, так называемой модели Глэшоу-Вайнберга-Салама (Нобелевская премия по физике 1979 г.). Позднее Вайнберг пожалуй первый задумался об “антропном принципе”. Внес большой вклад в современную космологию. По его учебникам учатся десятки тысяч студентов, а его научно-популярные книги (например, “Первые три минуты”, о начале нашего мира) издаются неслыханными тиражами. Стивен Вайнберг известен как неутомимый борец с религиозным обскурантизмом.

Поскольку Стивен Вайнберг — медийная персона, его часто приглашают на престижные мероприятия по всему миру. Он последовательно отклоняет все приглашения в Великобританию, потому что так называемые “британские ученые” первыми стали бойкотировать израильские академические институты и пытаются убедить других последовать по их следам. Позиция Вайнберга представлена в короткой статье, опубликованной им в 2001 году в своей книге “Facing up”. Насколько я знаю, эта статья на русский раньше не переводилась; она весьма сложна для перевода. Я коряво перевел большой фрагмент из этой статьи. Пожалуйста, не судите меня строго, у меня был всего час времени. Вот этот фрагмент:


✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷✷


Первый сионистский конгресс состоялся в Базеле в 1897 году, под руководством
Теодора Герцля. Хотя еврейская община в Палестине никогда не исчезала полностью, именно этот конгресс, как правило, считается началом возрождения Израиля, родины их предков. В 1997 году Мартин Перец, главный редактор журнала “Новая Республика”, решил отметить сотую годовщину Первого сионистского конгресса специальным сдвоенным выпуском журнала. Перец, возможно, знал, что меня беспокоит будущее Израиля: когда-то я обратился к нему за помощью в сборе средств на Иерусалимскую Зимнюю школу теоретической физики, которую я основал в 1983 году. То ли по этой причине то ли по другой, я был одним из шестнадцати человек которых пригласили написать статью для юбилейного выпуска.

В своей статьяе я сосредоточился на неожиданном (для меня) активном неприятии сионизма
со стороны западной либеральной интеллигенции. Конечно сионизм и Израиль имеют и более опасных врагов: арабские режимы, мусульманские фанатики, и обычные старомодные антисемиты. Я все же решил написать о западной либеральной интеллигенции, потому что я и сам — либеральный интеллигент и мне особенно больно видеть, что некоторые из моих коллег, западных либералов, столь враждебны к стране, которой я восхищаюсь.

[...]

Я пишу о сионизме как человек не имеющий никакого интереса в иудаизме (как впрочем и любой другой религии), но весьма заинтересованный в том, чтобы евреи, как этническая общность, сохранились бы в веках. У сионистов всегда были два мотива возвращения к Сиону: обязанность евреев, вытекающая из их религии, и открытая возможность для тех евреев, которые просто хотели бы жить в в своей собственной стране. Как нерелигиозный американский еврей, я не чувствую, что мой долг состоит в том, чтобы стать израильтянином. [...]
Но я очень надеюсь, что земля Израиля будет по-прежнему оставаться прибежищем для евреев в опасности или подвергающихся угнетению, в какой бы стране они ни проживали, как это было всегда начиная с 1948 г. Такое убежище было необходимо в ХХ веке гораздо больше чем можно было бы ожидать в 1897 году, но из-за арабской и британский оппозиции оно трагически не состоялось в момент наибольшей востребованности, в 1930-х и 40-х годах. Сионизм сегодня означает, что такая ситуация не повторится: Израиль будет открыт для своих детей в следующий раз, когда это понадобится.

Сионизм также представляет внедрение — путем покупки земель и заселения, а не завоевания, по крайней мере до тех пор, пока арабские нападения не потребовали военных действий - демократической, научно продвинутой, светской культуры в той части мира которая на протяжении веков была деспотичной, технически отсталой, и фанатично одержимой религией. Для меня именно это обстоятельство — по существу западный характер сионизма — делает его привлекательным и выводит далеко за рамки его оборонительной роли. Если бы религиозные зелоты смогли бы превратить Израиль в теократию, идеалы сионизма были бы преданы, но я не могу поверить, что это произойдет.

Отчасти именно западный характер сионизма делает его столь ненавистным не только для мусульман но и для многих других, в частности для западной интеллигенции, которая по тем или иным причинам считает удобным встать в ряды прoтивников современной западной цивилизации. Нападая на сионизм, очень удобно выразить солидарность с более бедными антизападными обществами, без всяких усилий или жертв со своей стороны. Западная интеллигенция палец о палец не ударит, чтобы помочь более бедным народам по существу.
Таким образом, антисионизм играет роль колеи для мультикультурализма.

Конечно, это не вся история. Антисионизм также служит прикрытием для глубоко скрываемого антисемитизма, потворствует мусульманским аггрессивным настроениям и, таким образом, поддерживает доступ к ближневосточной нефти. Из этого клубка мотиваций вырос истерический антисионизм последнего десятилетия сталинизма; смехотворная резолюция Международного женского конгресса в Мехико в 1975 г. утверждающая, что сионизм угнетает женщин; печально известная разолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций приравнивающая сионизм к расизму, и т.д. Международные СМИ неуклонно продолжают одностороннее освещение конфликта между Израилем и палестинцами, формируя предвзятое общественное мнение.

Как либерал я особенно сожалею по поводу так наз. “беспристрастности” со стороны многих коллег-либералов, беспристрастности не видящей морального различия между усилиями Израиля сохранить свое существоствование на небольшой части бывшего британского мандата Палестины и бесконечными нападениями тех, кто желает Израиль уничтожить. Они, эти “беспристрастные” интеллигенты, считают что нет морального различия между стротельством в Иерусалиме и расстрелом школьных автобусов. Нужно ли мне говорить о том, что на самом деле есть огромная моральная разница между демократическим, светским Израилем, созданным сионистами, чья долговременная цель — чтобы его просто оставили в покое — и его врагами, окружающими его со всех сторон? Эта разница должна заставить западную интеллигенцию вновь посмотреть на сионизм как на естественную часть либеральной идеи, как это было 100 лет назад.

PS. С.В. пишет “liberal westerners” или “liberal western intellectuals”, что я перевел
как либеральная западная интеллигенция. Пусть профессиональне переводчики меня поправят.



Иллюстрация к размышлению (из текущей прессы):

Тринадцатилетнюю израильскую школьницу Шахар Рабинович в школе попросили написать эссе о лошадях. Проведя подготовительную работу, она написала электронное письмо Марше Левин, профессору-эмеритус Кэмбриджского университета (UK), специалисту по этим животным, с вопросами об одомашнивании и селекции древних пород лошадей.

В ответ Марша Левин написала, что поможет школьнице только после того как «палестинцы в Палестине обретут мир и справедливость».

«Пусть ты и ребенок, но если ты достаточно взрослая, чтобы написать мне, то достаточно взрослая и для того, чтобы узнать об истории Израиля и его влиянии на жизнь палестинского народа. Возможно, твоя семья разделяет мои взгляды, хотя я в этом сомневаюсь», – говорится в письме, которое отец девочки поместил на своей странице в Facebook. Из ФБ письмо (на англ. языке) перекочевало в многочисленные блоги.

Левин является активисткой движения «Бойкот Израиля». Она категорически отказалась извиниться за свой ответ 13-летней школьнице, заявив, что не может помочь девочке из страны, где премьер-министр «занимается этническими чистками», а жители «превратились в монстров».

Вот такая нынче левая западная интеллигенция…

  • 1
События в том ракурсе, как их излагают западные СМИ, так или иначе формируют у простого обывателя неприятие идеи сионизма.
Огромное спасибо вам за перевод этой статьи. Это очень нужный текст.

Вам спасибо. Я уже давно собирался перевести, но все руки не доходили.

Молодец мужик, а Вам спасибо за пост. Не знал.

Если не трудно, можно, пожалуйста, ссылку на оригинал? Я бы попробовал перевести.

"В ответ Марша Левин написала" - ничего себе...

Да, Стевен Вейнберг очень умный. И, как говорят американцы, he's got balls.

Спасибо, Миша.

Вам спасибо, Таня :)

Глубокоуважаемый Михаил Аркадьевич,

осмелюсь предложить перевести "liberal westerners" инверсным образом, как "западные либералы". Большое спасибо Вам за перевод существенной части статьи S.W. Приятно читать умного человека, излагающего факты об Израиле без нажима, в интеллигентной и ненавязчивой манере. Интерпретаций фактов и легенд о создании и жизни Израиля может быть много, но именно обсуждение спорных вопросов, предлагаемое Израильским правительством, представляется единственно разумным и возможным.

Правильно, "западные либералы", как же я не догадался! Спасибо. Моя оценка совпадает с вашей на 100%. Да и все книга, Steven Weinbeg, "Facing up", Harvard University Press, 2001, написана в этом же стиле.

Спасибо. Мне кажется, стоит дать ссылку в фэйсбуке. Посыпется куча всякой дряни, но, говорят, можно отключить там комментарии.

Edited at 2015-12-12 05:22 pm (UTC)

Спасибо, Ольга. В ФБ я поместил тот же фрагмент, но по-английски :)

Спасибо, интересно было прочитать.

"... для западной интеллигенции, которая по тем или иным причинам считает удобным встать в ряды прoтивников современной западной цивилизации."

Меня этот парадокс давно уже поражает кстати.

Меня тоже. Люди систематически приближают свое (само)убийство.

Если бы религиозные зелоты смогли бы превратить Израиль в теократию, идеалы сионизма были бы преданы, но я не могу поверить, что это произойдет.

К сожалению такая опасность существует.

Даже более того - обязательно произойдет, вопрос лишь в том, когда и в какой форме. Второй закон термодинамики применительно к социальным системам :)

Вам спасибо. :) Рад, что вам было интересно.

Основная проблема западных либералов в том, что они не признают существования для своих социальных теорий строго заданной области определения.
В частности, с леваками и представителями культур третьего мира сколько-нибудь серьезный разговор возможен не более, чем с 11-13-летним подростком. И в целом отношение к ним как к западным взрослым неизбежно приводит к ровно тем же последствиям, к каким приводит нахождение такого подростка, скажем, за рулем.

Ну да, разговаривать с ними сложно. Они не слушают.

  • 1