traveller2 (traveller2) wrote,
traveller2
traveller2

Categories:
Кое-что об отпуске

В европейском смысле городов в Америке нет. Так же как американский кофе не похож на европейский, а американский футбол не имеет ничего общего с европейским футболом (soccer). Американские города, как лоскутные одеяла, представляют собой хаотический конгломерат отдельных районов, дорогих и бедных вперемешку, выросших “по случаю”, без какого-либо архитектурного плана. На то есть исторические причины. Если в Европе города росли столетиями вокруг императорских, королевских и княжеских дворцов, в недолгой американской истории каждый был волен купить себе землю, где вздумается, и строить на ней, что вздумается. Главное побыстрее. Беженцы, гонимые из Европы, архитектурой как правило не заморачивались.

Поэтому, на мой взгляд, туристом ехать в американские города бессмысленно, если только нет конкретной цели, например, попасть в Конгресс или Белый дом, послушать оперу в Карнеги Холе или мюзикл на Бродвее, побывать на презентации Эппл, и.д.

Другое дело — природа, национальные парки. Их в США несколько сотен, и абсолютно каждый уникален.

Обычно никакого отпуска у меня не бывает. Летом я много разъезжаю, но всегда в связи с конференциями, лекциями или семинарами. Но в этом году мы с Ритой решили сделать исключение, и выкроить 10 дней для свободного путешествия по юго-западным штатам. Правда, начали мы с Лос Анджелеса: навестили мою маму (которой скоро исполняется 92 года), и поздравили внука (гостившего у прабабушки) с десятилетием.

LA_mom

LA_Einan10

Ну а потом мы проехали 4 штата: Калифорнию, Аризону, Нью Мексико и Колорадо, посетив два национальных парка (Гранд Каньон и Скалистые горы) и несколько очень необычных “городов” (беру это слово в кавычки, поскольку по сути таковыми они не являются): Седона, Санта Фе, Лос Аламос и Таос. Я привез домой более 400 снимков. Разумеется, нет смысла показывать их все. Поэтому я расскажу и покажу лишь две небольших подборки. Одна будет интересна всем, интересуемся живописью, а вторая для тех, кто интересуется наукой.



Итак, Таос. Сейчас там проживает около 5 тысяч человек, из коих несколько сотен художников. В полутора километрах находится Таос-Пуэбло  — древнее поселение индейцев, говорящих на языке таос группы северных языков тива. Художники начали селиться в Таосе в начале 20 века. Для меня причиной посетить эту колонию было то, что в 1927 году именно в Таос перебралась из Нью Йорка семья Фединых, о которой я много писал
(см. http://traveller2.livejournal.com/338417.html и ссылки там). В это время там проживало менее 500 человек, из них около 50 европейцев. Моей мечтой было посетить музей Николая Фешина, расположенный в Таосе.

Представление о Таосе в 1920х годах вы можете получить из картины американского художника Карла фон Хаслера, писавшего с натуры.

NMTA_0498_CarlVonHassler_1920

К моменту приезда Фешиных только-только провели электричество и заканчивали строительство дороги из Санта Фе. Фешин заказал дом по своему проекту, который на мой взгляд и сейчас лучший в колонии. Именно там находится музей.

NMTA_0500_Museum

Разумеется, время работы музея я узнал заранее. В пятницу он открыт с 10 до 6, и мы специально приехали в четверг вечером, чтобы провести в музее целый день.

Но надо же было так случиться, что именно в эту пятницу они готовились к ежегодному аукциону таосских художников и музей был закрыт. Еврейское счастье… Разумеется я не мог сдаться. Постучав калитку, я попросил поговорить с директором. Директор оказалась милейшей женщиной. Узнав, что я — любитель Федина из России, она меня обняла и сказала: “я вас впущу, вы смотрите, что хотите и фотографируйте, что хотите, только без вспышки и
не мешайте рабочим, развешивающим на первом этаже картины к завтрашнему аукциону.

NMTA_Visitka

Прежде чем оставить нас в музее одних, она рассказала нам кое-что о Фешиных. Фешин обустраивал свой дом 6 лет. Днем при солнечном свете. он писал картины, а по ночам, включал электричество и работал над деревом. Все, что сделано в доме из дерева, сделано его руками.

Через 6 лет Николай и Александра развелись, он уехал в Калифорнию, оставив ей и дочери Ии дом и почти все свои живописные работы. Александра прожила долгую жизнь, постепенно продавая его картины, что дало ей возможность существовать безбедно. Поэтому в музее осталось не очень много картин: только те, что Александра особенно любила или те, которые она не смогла продать. Кстати, от дочери Ии (она уже умерла) есть осталась дочь Ники (внучка Николая Фешина), которая живет недалеко отТаоса и, как мне сказала Сьюзан Фишер, весьма помогает музею.

Александра была низкого роста, на лице у нее остался шрам от какого-то несчастного случая, который она густо замазывала макияжем, одевалась довольно экстравагантно. В общем, Александру в колонии побаивались, считая ее ведьмой.

Все дома в Таосе построены из адобе, по-русски это саманный кирпич. Он делается из глины, ила и соломы, и сушится на солнце. В наше время добавляют цемент (процентов 10), а вместо соломы используют пластиковую сетку. Вот тут это видно.

NMTA_1741

А теперь дом Фешина:

NMTA_1900

NMTA_1906

NMTA_1901

Работа по дереву:

NMTA_1788

NMTA_1779

NMTA_1856

NMTA_1855

NMTA_1800

NMTA_1884

NMTA_1890

Картины:

NMTA_1791

NMTA_1798

NMTA_1803

NMTA_1810

NMTA_1813

NMTA_1827

NMTA_1831

NMTA_1833

NMTA_1861


Остальное завтра!

****************************

PS Basil Chelyshev вспоминает о посещении музея в Казани в 1985 году:

... Искусствовед Павел Иванович сразу опознал в моём товарище не хулигана, а собрата по любви к живописи и рассудительно объяснил, что тот, скорее всего, имел в виду привозную выставку, которая была лет за 5 до того, но уехала, что соцреалисту тут висеть положено по статусу местного уроженца, "но если вы хотите что-нибудь, посмотреть у нас, конечно, надо смотреть Фешина". И повел нас в зал Фешина, о котором мы действительно не знали. То, что там висит. почти всё написано в первые послереволюционные годы. В частности было несколько портретов вождей: очень неканонический рыжеволосый и злобный Ленин, всякие Свердловы, Антоновы-Овсеенко и, по-моему, Троцкий (в 1985г.!)

"Паёк-то надо было получать" - сказал искусствовед моему нахмурившемуся спутнику (портреты, кстати, хорошие). Но тут мы увидели сидящую на столе, вытянув ноги девочку -- она у меня до сих пор стоит перед глазами (там не одна эта девочка). Искусствовед, кстати, сказал, что в СССР Фешина очень мало (кажется, что-то в запасниках Третьяковки, но тогда не выставлялось), а наибольшая часть картин на Западе США. Видимо имея в виду этот Таос. "Вот там..." - он аж облизнулся, упомянув недоступное по тем временам место. Фотографии здесь - понятно - не альбомного качества, так что твердо не уверен, но впечатление, что в Америке у Фешина проблемы, где добыть краску, не было, а в Советской России 1919-20г. стояла остро, так что заметна разность стиля. Казанские картины все словно подернуты дымкой, написаны в пасмурный день, что особенно бросается в глаза на фоне экспериментов с цветом современников: Сомова, Борисова-Мусатова, Рериха.... Мы было приняли это за авторскую манеру, но искусствовед нам разъяснил эту творческую тайну, указал, что почти везде сквозь тончайший слой краски рельефно выступает фактура холста, и посетовал, что такой красочный слой трудно сохранять. В запасники, однако, не сводил.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments