?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дмитрий Иванович Гордеев (1940-2011), или от мехмата МГУ до «Двадцати московских художников»
traveller2
Три портрета Колмогорова работы Д.И. Гордеева:



«Я рос как вся московская шпана. Во дворе с ребятами произошел спор: кто-то сказал, что в МГУ поступить без блата невозможно. Я поспорил, что поступлю.” ––Д. И. Гордеев

В 1958 году он выиграл спор и стал студентом механико-математического факультета Московского университета. В университете on учился с увлечением и легко. Между делом он рисовал различные шаржи, портреты сокурсников. Молодого талантливого математика оставил у себя в лаборатории великий Андрей Николаевич Колмогоров, математик с большой буквы.

“Колмогоров для меня Учитель в самом высоком смысле слова. Научиться работать можно только у мастера своего дела, неважно каким делом занимаешься — музыкой, живописью, математикой или токарным делом.” ––Д. И. Гордеев





Работая над математическими задачами, Гордеев часто бывал на даче своего учителя. Но на самом деле он больше занимался изучением собранной А. Н. Колмогоровым богатейшей коллекции художественных альбомов.

В 1969 году, после окончания МГУ, Гордеев был призван в армию. Там его художественный дар сразу заметили и привлекли к оформительству. Параллельно он писал картины. К окончанию службы насчитывалась уже сотня картин. Среди них серия портретов военачальников. Эти портреты впоследствии были куплены одной американкой:

"Я спрашивал её, как же вы будете потом жить вместе с этими "шизиками"? Она говорит: Куплю дом в Париже и выделю для них отдельную комнату." ––Д. И. Гордеев



По возвращении из армии художник зарабатывал преподаванием математики в физико-математической школе-интернате при МГУ, а все свободное время посвящает живописи.

Когда поднялась волна неконформистского движения и пробила брешь в стене официального искусства, у него уже было с чем выйти на "баррикады". Он принял участие в первой бесцензурной выставке в парке Измайлово в 1974 году. И получил поддержку зрителя - среди них оказалось и достаточно покупателей. Стали поступать заказы на портреты, что позволило, когда работа математика стала раздражать, перейти в художники-профессионалы.

В 1978 году первая выставка двадцати московских художников наделала немало шума. Необычная манера, непривычные сюжеты, сами авторы - колючие спорщики - принимались не всеми. Однако это было свое слово. Время показало: мир советского искусства обеднел бы без таких вернисажей. Ежегодно они собирали по 70-80 тысяч зрителей.

Среди художников двадцатки - Дмитрий Гордеев, самый острый и самый демократичный художник из этой группы.

*** Автопортрет (1987)



1978-1988 — годы жизни полнокровной и радостной, когда художник напряженно работал, имел выход на зрителя, а зритель его поддерживал. И это несмотря на сильное прореживание его экспозиции цензурой (Д.И. фактически за эти годы не удалось выставиться в полную силу.

География стран, где находятся картины Гордеева, весьма обширна. Владельцы картин живут в Англии, Франции, США, Японии, Индии, Иране, Китае, Бельгии, Колумбии, Австрии, Югославии, Греции, Боливии, Болгарии, Испании, Венгрии, Румынии, Польше, Италии, Германии.

«Мне неважно, где они, главное — они не стоят запертыми, а живут нормальной жизнью» ––Д. И. Гордеев

В 1981 году должна была состояться персональная выставка Дмитрия Гордеева. По городу уже висели афиши. Но выставка была закрыта Управлением культуры и отделом культуры МГК КПСС из-за нежелания художника снять 30 работ.


“Я договорился с развесчиками, чтобы они не снимали картины и сидели дома, а я потихоньку впускал зрителей. Когда зал набивался, я запирал дверь, потом выпускал. Через три дня высшие власти профсоюзов культуры заметили это. Они вызвали развесчиков и приказали им снять картины.”––Д. И. Гордеев




PS: Мне не удалось найти в сети изображений работ Гордеева приличного качества (т.е. более 1000 пикселей).

  • 1
История того, как Гордеев попал в армию вовсе не так проста. Окончив мехмат, он работал в колмогоровском интернате и, если не ошибаюсь, в колмогоровской лаборатории. Во второй половине 60-х выпускников мехмата стали призывать в армию, раньше этого не было. Колмогоров несколько раз спасал Гордеева от призыва.
Когда началась история с Есениным-Вольпиным, Колмогоров отказался подписать коллективное письмо в его защиту и вместо с кем-то еще, кажется, ПСом написал свое, более мягкое и просительное. Гордеев как раз работал над его очередным портретом и Колмогоров на нем предстал нерешительным, чуть ли трусливым человеком. Особенно выразительны там были его руки. Андрей Николаевич обиделся и отказался в очередной раз спасать Гордеева от армии. Что касается "замеченного в армии художественного дара и привлечения его к оформительству", то как еще было ему избежать муштры и армейской рутины? Впоследствии отношения между Колмогоровым и Гордеевым наладились.

Edited at 2017-11-25 10:17 pm (UTC)

Спасибо, я не знал этих деталий. Спасибо за добавление.

Выражение может и нерешительное, но черты резче, чем были на самом деле, в общем, портреты не кажутся мне похожими.

  • 1